Настоящее исследование посвящено описанию российского рынка морского транспорта нефти, в частности анализу состояния российских нефтеналивных портов и флота. В исследовании рассматривается структура и динамика развития танкерного флота, занимающего ведущее место среди мирового транспортного флота.
В первом разделе исследования рассматривается грузовая база - мировой рынок нефти. Анализируется ресурсная база, cпособы транспортировки, приводятся данные об экспортно-импортных потоках. Россия обладает значительными запасами нефти, доля морского транспорта в структуре экспортных поставок из России превышает 50%, основные экспортные объёмы нефти уходят через морские порты.
Отдельная часть работы посвящена обзору российских портов, переваливающих нефть и нефтепродукты. Особое внимание уделяется характеристике перегрузочных мощностей и их эффективности, факторам, влияющим на развитие портовой индустрии.
Анализируются ключевые факторы, влияющие на грузопотоки, рассматривается структура грузооборота, сложившаяся к настоящему времени. Даётся общая характеристика перспектив развития инфраструктуры портов по приему и обработке морских судов, перевозящих наливные грузы. Особый раздел посвящен перспективам разработки месторождений нефти на шельфе и открывающимися в этой связи возможностями.
Специальная глава исследования посвящена мировому рынку нефтеналивных судов и направлениям его развития. Отмечаются проблемы старения мирового флота и строительства нового. Рассматриваются различные аспекты эксплуатации нефтеналивных судов судовладельцами: реалии ремонта судов, стоимость содержания экипажа, приводится практика страхования судов, а также рассматривается структура дисбурсментских расходов. Исходя из того, что значительная доля затрат на обслуживание судов в рейсах приходится на топливо, в обзоре подробно рассматриваются тенденции развития рынка судового топлива, а также российский рынок бункерного топлива. Отчет содержит сравнительный анализ цены судового топлива в динамике за несколько лет, включая период 2008 год - начала 2009 года.
В отчёте представлены данные об объёмах российского танкерного рынка, реалиях работы российских судоходных компаний, возможностях судового строительства, основных направлениях развития танкерного флота, в том числе в северных регионах России.
Исследование проведено в январе-марте 2009 года
Объем отчета - 112 страниц
Отчет содержит 48 таблиц, 23 графиков и диаграмм и 7 приложений.
Язык отчета - русский
Аннотация 3
Полное оглавление 4
Список диаграмм 6
Список таблиц 7
Резюме 9
Грузовая база 11
Запасы нефти в России 11
Добыча нефти в России и перспектива её развития 13
Поставки российской нефти на экспорт 21
Трубопроводный транспорт 26
Морская транспортировка 29
Российские нефтеналивные порты 31
Порты Северо-Западного бассейна России 31
Приморск 31
Высоцк 33
Санкт-Петербург 34
Архангельск 35
Витино 35
Калининград 36
Мурманск 37
Усть-Луга 38
Порты Южного бассейна России 39
Новороссийск 39
Туапсе 41
Тамань 42
Порты Дальневосточного бассейна России 43
Ванино 43
Находка 44
Перегрузочные мощности для перевалки нефти и нефтепродуктов в морских портах России 45
Перспективы разработки нефти на шельфе 47
Развитие мирового рынка нефтеналивных судов 50
Место нефтеналивного флота среди мирового флота 50
Динамика развития мирового флота нефтеналивных судов 50
Возрастная структура мирового танкерного флота 52
Строительство нового флота 52
Тенденции развития нефтеналивного флота 53
Объёмы рынка морских перевозок 53
Динамика развития рынка 53
Затраты на содержание судна 54
Стоимость ремонта судов 55
Стоимость содержания экипажа судна 56
Расходы на питание 56
Страхование судов 57
Дисбурсментские расходы 58
Рынок судового топлива 66
Тенденции развития рынка бункерного топлива 66
Динамика цен на судовое топливо IFO 180 66
Динамика цен на судовое топливо IFO 380 69
Динамика цен на судовое топливо MGO Gazoil 72
Российский рынок бункерного топлива 75
Российский рынок нефтеналивных судов 76
Тенденции развития флота в северных регионах 80
Динамика рынка судов 82
Морские крупнотоннажные суда дедвейтом 70-100 тыс. тонн и свыше 100 тыс. тонн. 83
Морские суда среднего тоннажа дедвейтом 20-50 тыс. тонн 83
Строительство судов в России 85
Нефтеналивные суда в морском регистре судоходства России 87
Приложение 102
№ 1 Правила применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации 102
№ 2 Перевозка российских наливных внешнеторговых грузов в 2007 году 107
№ 3 Динамика перевозки российских наливных грузов через морские порты по бассейнам в 2007 году 107
№ 4 Перевалка наливных грузов в морских портах России в 2007 году, тыс. тонн 107
№ 5 Перевалка наливных грузов операторами морских терминалов Северо-Западного бассейна России в 2007 году, тыс. тонн 108
№ 6 Перевалка наливных грузов операторами морских терминалов Южного бассейна России в 2007 году, тыс. тонн 109
№ 7 Перевалка наливных грузов операторами морских терминалов Дальневосточного бассейна России в 2007 году, тыс. тонн 110За последние 10 лет урожайность российских ягодников выросла на 18,12%, и в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост. Ожидается, что урожайность будет расти в среднем на 2% в год, и к 2030 году может составить до 93,9 центнеров ягод с гектара.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок кейтеринга: итоги 2023 г., прогноз до 2027 г.», выяснилось, что в 2023 г. на российском рынке кейтеринга наблюдался уверенный рост.