В 2015 г Россия начала активнее экспортировать продукты питания в Китай. Если в 2014 г из России было экспортировано 0,85 млн т продуктов питания, то уже в 2015 г объем экспорта составил 1,28 млн т продукции. Наиболее существенный рост экспорта продуктов питания российского производства на рынок Китая продемонстрировала рыба и морепродукты. Одной из причин роста конкурентоспособности российских продуктов на китайском рынке стала девальвация рубля.
Стоит отметить, что Китай разрешает беспрепятственный импорт далеко не всех продуктов питания: к примеру, иностранным поставщикам нужно получать разрешения на квоты для ввоза алкогольной продукции и зерна.
Несмотря на рост экспорта российской продукции в Китай, Россия не является основным торговым партнером Китая в торговле продуктами питания. В 2015 г основными поставщиками продуктов питания были США, Таиланд, Бразилия и Франция.
В 2016-2020 гг прогнозируется дальнейшее увеличение объемов экспорта продуктов питания из России в Китай на 7,5%-14,8% ежегодно. Этому поспособствует дальнейшее улучшение отношений между странами и продолжающаяся девальвация рубля. По прогнозам BusinesStat, в 2020 г объем экспортных поставок продуктов питания из России в Китай составит 2,13 млн т.
Обзор «Перспективы торговли России с Китаем. Продукты питания» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей внешнеэкономической ситуации и оценки перспектив торгового сотрудничества двух стран:
Динамика данных обзора включает ретроспективу за 2011-2015 гг, а также прогноз на 2016-2020 гг.
BusinesStat анализирует перспективы взаимной торговли России со всеми странами мира.
При подготовке обзора использована информация из официальных источников:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ КИТАЙ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОТРАСЛИ: ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ В КИТАЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В КИТАЕ
Таблица 1. Численность населения Китая, 2011-2020 гг (млн чел)
Таблица 2. Половозрастная структура населения Китая, 2011-2015 гг (млн чел)
Таблица 3. Номинальный ВВП в текущих ценах, Китай, 2011-2020 гг (млрд долл США)
Таблица 4. Реальный ВВП в текущих ценах, Китай, 2011-2020 гг (млрд долл США)
Таблица 5. Иностранные инвестиции, Китай, 2011-2020 гг (млрд долл США)
Таблица 6. Инфляция в средних потребительских ценах, Китай, 2011-2020 гг (% к предыдущему году)
Таблица 7. Баланс импорта и экспорта, Китай, 2011-2020 гг (млрд долл США)
Основные сектора экономики Китая
Таблица 8. Структура ВВП Китая по секторам экономики, 2011-2020 гг (доля добавленной стоимости сектора в %)
Таблица 9. Позиция Китая в рейтинге ведения бизнеса, по индикаторам, 2015 г
Таблица 10. Оценка благоприятности ведения международной торговли в Китае, 2015 г
Таблица 11. Оценка налогообложения Китая, 2015 г
Таблица 12. Стоимостный объем продаж продуктов питания, Китай, 2011-2015 гг (млрд долл)
Таблица 13. Прогноз стоимостного объема продаж продуктов питания, Китай, 2016-2020 гг (млрд долл)
Таблица 14. Стоимостный объем продаж продуктов питания по видам, Китай, 2011-2015 гг (млрд долл)
Таблица 15. Прогноз стоимостного объема продаж продуктов питания по видам, Китай, 2016-2020 гг (млрд долл)
Таблица 16. Индекс потребительских цен на продукты питания, Китай, 2011-2015 гг (% к предыдущему году)
Таблица 17. Прогноз индекса потребительских цен на продукты питания, Китай, 2016-2020 гг (% к предыдущему году)
Таблица 18. Стоимостный объем производства продуктов питания, Китай, 2011-2015 гг (млрд долл)
Таблица 19. Прогноз стоимостного объема производства продуктов питания, Китай, 2016-2020 гг (млрд долл)
Таблица 20. Стоимостный объем производства продуктов питания по видам, Китай, 2011-2015 гг (млрд долл)
Таблица 21. Прогноз стоимостного объема производства продуктов питания по видам, Китай, 2016-2020 гг (млрд долл)
Таблица 22. Индекс цены производства продуктов питания, Китай, 2011-2015 гг (% к предыдущему году)
Таблица 23. Прогноз индекса цены производства продуктов питания, Китай, 2016-2020 гг (% к предыдущему году)
Таблица 24. Доля импорта и собственного производства продуктов питания на внутреннем рынке, Китай, 2011-2015 гг (%)
Таблица 25. Прогноз доли импорта и собственного производства продуктов питания на внутреннем рынке, Китай, 2016-2020 гг (%)
Таблица 26. Основные торговые партнеры по импорту продуктов питания, Китай, 2015 г (млн долл)
Таблица 27. Доля экспорта в собственном производстве продуктов питания, Китай, 2011-2015 гг (%)
Таблица 28. Прогноз доли экспорта в собственном производстве продуктов питания, Китай, 2016-2020 гг (%)
Таблица 29. Основные торговые партнеры по экспорту продуктов питания, Китай, 2015 г (млн долл)
Таблица 30. Натуральный объем экспорта продуктов питания из России в Китай, 2011-2015 гг (т)
Таблица 31. Прогноз натурального объема экспорта продуктов питания из России в Китай, 2016-2020 гг (т)
Таблица 32. Натуральный объем экспорта продуктов питания по видам из России в Китай, 2011-2015 гг (т)
Таблица 33. Прогноз натурального объем экспорта продуктов питания по видам из России в Китай, 2016-2020 гг (т)
Таблица 34. Стоимостный объем экспорта продуктов питания из России в Китай, 2011-2015 гг (тыс долл)
Таблица 35. Прогноз стоимостного объема экспорта продуктов питания из России в Китай, 2016-2020 гг (тыс долл)
Таблица 36. Стоимостный объем экспорта продуктов питания по видам из России в Китай, 2011-2015 гг (тыс долл)
Таблица 37. Прогноз стоимостного объема экспорта продуктов питания по видам из России в Китай, 2016-2020 гг (тыс долл)
Таблица 38. Средняя цена экспорта продуктов питания из России в Китай, 2011-2015 гг (долл за кг)
Таблица 39. Прогноз средней цены экспорта продуктов питания из России в Китай, 2016-2020 гг (долл за кг)
Таблица 40. Средняя цена экспорта продуктов питания по видам из России в Китай, 2011-2015 гг (долл за кг)
Таблица 41. Прогноз средней цены экспорта продуктов питания по видам из России в Китай, 2016-2020 гг (долл за кг)
Таблица 42. Натуральный объем импорта продуктов питания в Россию из Китая, 2011-2015 гг (т)
Таблица 43. Прогноз натурального объема импорта продуктов питания в Россию из Китая, 2016-2020 гг (т)
Таблица 44. Натуральный объем импорта продуктов питания по видам в Россию из Китая, 2011-2015 гг (т)
Таблица 45. Прогноз натурального объем импорта продуктов питания по видам в Россию из Китая, 2016-2020 гг (т)
Таблица 46. Стоимостный объем импорта продуктов питания в Россию из Китая, 2011-2015 гг (тыс долл)
Таблица 47. Прогноз стоимостного объема импорта продуктов питания в Россию из Китая, 2016-2020 гг (тыс долл)
Таблица 48. Стоимостный объем импорта продуктов питания по видам в Россию из Китая, 2011-2015 гг (тыс долл)
Таблица 49. Прогноз стоимостного объема импорта продуктов питания по видам в Россию из Китая, 2016-2020 гг (тыс долл)
Таблица 50. Средняя цена импорта продуктов питания в Россию из Китая, 2011-2015 гг (долл за кг)
Таблица 51. Прогноз средней цены импорта продуктов питания в Россию из Китая, 2016-2020 гг (долл за кг)
Таблица 52. Средняя цена импорта продуктов питания по видам в Россию из Китая, 2011-2015 гг (долл за кг)
Таблица 53. Прогноз средней цены импорта продуктов питания по видам в Россию из Китая, 2016-2020 гг (долл за кг)
Таблица 54. Российские политические представительства
Таблица 55. Российские экономические представительства
Таблица 56. Местные организации по торгово-экономическому сотрудничеству
Таблица 57. Основные транспортные узлы, через которые осуществляется экспорт из России в Китай
По данным "Анализа рынка оборудования для текстильной промышленности в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2024 г продажи оборудования для текстильной промышленности в стране снизились на 22% по сравнению с предыдущим годом и составили 9,5 тыс шт. Объемы реализации упали за счет эффекта высокой базы 2023 г.
Рынок электронной коммерции в сегменте товаров для сада и огорода в России демонстрирует умеренный, но стабильный рост. По данным «Statista», в 2023 году объем продаж через e-commerce достиг $200,4 млн (примерно 17,1 млрд руб.). В 2024 году ожидался прирост на 6,7%, до $213,9 млн. В данную категорию товаров входят садовые инструменты и электрооборудование, растения, инвентарь для садовых работ, товары для хранения, а также грили (кроме электрических) и аксессуары к ним.
Долгосрочные прогнозы свидетельствуют о том, что годовой темп роста (CAGR) в период 2024–2029 годов составит 3,00%. Это позволит рынку к 2029 году достичь объема в $248,0 млн.
Несмотря на положительную динамику, Россия пока не входит в число стран-лидеров по объему продаж в этом сегменте. Лидирующие позиции занимают США, Китай и Канада, что отражает разницу в масштабах рынка e-commerce в целом и уровне развития рынка в целевом сегменте.
Число российских онлайн-покупателей товаров для сада и огорода в 2023 году увеличилось на 7,7%, достигнув 4,2 млн человек. Ожидалось, что в 2024 году эта цифра должна была вырасти до 4,4 млн, а к 2029 году она достигнет 5,6 млн.
В 2023 году только 3,3% россиян покупали товары из этой категории через интернет, но уровень проникновения продолжает расти. К 2029 году доля покупателей может увеличиться до 4,0%, что указывает на постепенное расширение аудитории.
Умеренные темпы роста и увеличение числа покупателей отражают устойчивый интерес россиян к покупкам товаров для сада и огорода, поддерживаемый доступностью заказа в онлайн-каналах. Однако для ускорения динамики участникам рынка важно предлагать более широкий ассортимент продукции, учитывать сезонные потребности и внедрять удобные решения для доставки товаров, что поможет укрепить позиции России и увеличить объем продаж.
Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: товары для сада и огорода. Май, 2024».
Российский рынок прицепов к легковым автомобилям показывает положительную тенденцию роста своей объемности, средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей прицепов к легковым автомобилям характеризуются планомерным ростом.