По оценкам BusinesStat, в 2015 г в Японии стоимость произведенных потребительских товаров и продуктов питания составила 532,1 млрд долл, что на 38% ниже значения 2011 г. Падение производства объясняется как снижением внутреннего потребления, так и сокращением заказов на экспорт. На объемах производства продуктов питания в Японии негативно отразились последствия произошедшей в 2011 г аварии на АЭС «Фукусима-1». В результате аварии возникли проблемы как с организацией производства в стране, так и с рынками сбыта готовой продукции.
В структуре производства потребительских товаров и пищевых продуктов в Японии преобладали транспортные средства и продукты питания. В 2011-2015 гг около 34,3% стоимостного объема производства данного вида продукции в стране приходилось на транспортные средства. Доля продуктов питания в 2011-2015 гг составляла в среднем 34% от стоимостного объема производства товаров народного потребления. Рыбная продукция традиционно является одной из крупнейших категорий потребительских товаров, поставляемых Россией в Японию. Кроме того, Япония характеризуется ограниченными возможностями скотоводства на территории страны, особенно после аварии на АЭС «Фукусима-1».
В 2015 г из России в Японию было экспортировано потребительских товаров и продуктов питания на сумму 365,7 млн долл, что на 3,7% ниже уровня 2014 г. Снижение показателя было вызвано спадом средней цены поставок. В 2016 г ожидается сокращение стоимостного объема экспорта данной продукции из России в Японию до 360,7 млн долл из-за продолжающегося снижения средней цены экспорта. Перспективным направлением торговли России с Японией станет экологически чистая пищевая продукция. Кроме того, Япония заинтересована в совместном производстве генетически немодифицированной продукции на Дальнем Востоке.
Обзор «Перспективы торговли России с Японией. Потребительские товары и продукты питания» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей внешнеэкономической ситуации и оценки перспектив торгового сотрудничества двух стран:
Динамика данных обзора включает ретроспективу за 2011-2015 гг, а также прогноз на 2016-2020 гг.
BusinesStat анализирует перспективы взаимной торговли России со всеми странами мира.
При подготовке обзора использована информация из официальных источников:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНИИ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОТРАСЛИ: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ И ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ В ЯПОНИИ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ЯПОНИИ
Таблица 1. Численность населения Японии, 2011-2020 гг (млн чел)
Таблица 2. Половозрастная структура населения Японии, 2011-2015 гг (млн чел)
Таблица 3. Номинальный ВВП в текущих ценах, Япония, 2011-2020 гг (млрд долл США)
Таблица 4. Реальный ВВП в текущих ценах, Япония, 2011-2020 гг (% к предыдущему году)
Таблица 5. Прямые иностранные инвестиции, чистый приток, Япония, 2011-2020 гг (млрд долл США)
Таблица 6. Инфляция в средних потребительских ценах, Япония, 2011-2020 гг (% к предыдущему году)
Таблица 7. Баланс импорта и экспорта, Япония, 2011-2020 гг (млрд долл США)
Таблица 8. Структура ВВП Японии по секторам экономики, 2011-2020 гг (доля добавленной стоимости сектора в %)
Таблица 9. Позиция Японии в рейтинге ведения бизнеса, по индикаторам, 2015 г
Таблица 10. Оценка благоприятности ведения международной торговли в Японии, 2015 г
Таблица 11. Оценка налогообложения Японии, 2015 г
Таблица 12. Стоимостный объем продаж потребительских товаров и продуктов питания, Япония, 2011-2015 гг (млрд долл)
Таблица 13. Прогноз стоимостного объема продаж потребительских товаров и продуктов питания, Япония, 2016-2020 гг (млрд долл)
Таблица 14. Стоимостный объем продаж потребительских товаров и продуктов питания по видам, Япония, 2011-2015 гг (млрд долл)
Таблица 15. Прогноз стоимостного объема продаж потребительских товаров и продуктов питания по видам, Япония, 2016-2020 гг (млрд долл)
Таблица 16. Индекс потребительских цен на потребительские товары и продукты питания, Япония, 2011-2015 гг (% к предыдущему году)
Таблица 17. Прогноз индекса потребительских цен на потребительские товары и продукты питания, Япония, 2016-2020 гг (% к предыдущему году)
Таблица 18. Стоимостный объем производства потребительских товаров и продуктов питания, Япония, 2011-2015 гг (млрд долл)
Таблица 19. Прогноз стоимостного объема производства потребительских товаров и продуктов питания, Япония, 2016-2020 гг (млрд долл)
Таблица 20. Стоимостный объем производства потребительских товаров и продуктов питания по видам, Япония, 2011-2015 гг (млрд долл)
Таблица 21. Прогноз стоимостного объема производства потребительских товаров и продуктов питания по видам, Япония, 2016-2020 гг (млрд долл)
Таблица 22. Индекс цены производства потребительских товаров и продуктов питания, Япония, 2011-2015 гг (% к предыдущему году)
Таблица 23. Прогноз индекса цены производства потребительских товаров и продуктов питания, Япония, 2016-2020 гг (% к предыдущему году)
Таблица 24. Доля импорта и собственного производства потребительских товаров и продуктов питания на внутреннем рынке, Япония, 2011-2015 гг (%)
Таблица 25. Прогноз доли импорта и собственного производства потребительских товаров и продуктов питания на внутреннем рынке, Япония, 2016-2020 гг (%)
Таблица 26. Основные торговые партнеры по импорту потребительских товаров и продуктов питания, Япония, 2015 г (млн долл)
Таблица 27. Доля экспорта в собственном производстве потребительских товаров и продуктов питания, Япония, 2011-2015 гг (%)
Таблица 28. Прогноз доли экспорта в собственном производстве потребительских товаров и продуктов питания, Япония, 2016-2020 гг (%)
Таблица 29. Основные торговые партнеры по экспорту потребительских товаров и продуктов питания, Япония, 2015 г (млн долл)
Таблица 30. Натуральный объем экспорта потребительских товаров и продуктов питания из России в Японию, 2011-2015 гг (тыс т)
Таблица 31. Прогноз натурального объема экспорта потребительских товаров и продуктов питания из России в Японию, 2016-2020 гг (тыс т)
Таблица 32. Натуральный объем экспорта потребительских товаров и продуктов питания по видам из России в Японию, 2011-2015 гг (т)
Таблица 33. Прогноз натурального объем экспорта потребительских товаров и продуктов питания по видам из России в Японию, 2016-2020 гг (т)
Таблица 34. Стоимостный объем экспорта потребительских товаров и продуктов питания из России в Японию, 2011-2015 гг (млн долл)
Таблица 35. Прогноз стоимостного объема экспорта потребительских товаров и продуктов питания из России в Японию, 2016-2020 гг (млн долл)
Таблица 36. Стоимостный объем экспорта потребительских товаров и продуктов питания по видам из России в Японию, 2011-2015 гг (млн долл)
Таблица 37. Прогноз стоимостного объема экспорта потребительских товаров и продуктов питания по видам из России в Японию, 2016-2020 гг (млн долл)
Таблица 38. Индикатор стоимости экспорта 1 кг потребительских товаров и продуктов питания из России в Японию, 2011-2015 гг (долл за кг)
Таблица 39. Прогноз индикатора стоимости экспорта 1 кг потребительских товаров и продуктов питания из России в Японию, 2016-2020 гг (долл за кг)
Таблица 40. Индикатор стоимости экспорта 1 кг потребительских товаров и продуктов питания по видам из России в Японию, 2011-2015 гг (долл за кг)
Таблица 41. Прогноз индикатора стоимости экспорта 1 кг потребительских товаров и продуктов питания по видам из России в Японию, 2016-2020 гг (долл за кг)
Таблица 42. Натуральный объем импорта потребительских товаров и продуктов питания в Россию из Японии, 2011-2015 гг (тыс т)
Таблица 43. Прогноз натурального объема импорта потребительских товаров и продуктов питания в Россию из Японии, 2016-2020 гг (тыс т)
Таблица 44. Натуральный объем импорта потребительских товаров и продуктов питания по видам в Россию из Японии, 2011-2015 гг (тыс т)
Таблица 45. Прогноз натурального объем импорта потребительских товаров и продуктов питания по видам в Россию из Японии, 2016-2020 гг (тыс т)
Таблица 46. Стоимостный объем импорта потребительских товаров и продуктов питания в Россию из Японии, 2011-2015 гг (млн долл)
Таблица 47. Прогноз стоимостного объема импорта потребительских товаров и продуктов питания в Россию из Японии, 2016-2020 гг (млн долл)
Таблица 48. Стоимостный объем импорта потребительских товаров и продуктов питания по видам в Россию из Японии, 2011-2015 гг (млн долл)
Таблица 49. Прогноз стоимостного объема импорта потребительских товаров и продуктов питания по видам в Россию из Японии, 2016-2020 гг (млн долл)
Таблица 50. Индикатор стоимости импорта 1 кг потребительских товаров и продуктов питания в Россию из Японии, 2011-2015 гг (долл за кг)
Таблица 51. Прогноз индикатора стоимости импорта 1 кг потребительских товаров и продуктов питания в Россию из Японии, 2016-2020 гг (долл за кг)
Таблица 52. Индикатор стоимости импорта 1 кг потребительских товаров и продуктов питания по видам в Россию из Японии, 2011-2015 гг (долл за кг)
Таблица 53. Прогноз индикатора стоимости импорта 1 кг потребительских товаров и продуктов питания по видам в Россию из Японии, 2016-2020 гг (долл за кг)
Таблица 54. Российские политические представительства
Таблица 55. Российские экономические представительства
Таблица 56. Местные организации по торгово-экономическому сотрудничеству
Таблица 57. Основные транспортные узлы, через которые осуществляется экспорт из России в Японию
«РБК Исследования рынков», на основе данных сервиса аналитики маркетплейсов Moneyplace.io, провели анализ продаж в сегменте мужской обуви на трех крупных онлайн-площадках: Wildberries, Lamoda и Ozon. Для исследования использовались данные продаж устройств по системе FBO — схеме торговли, при которой товар хранится на централизованных складах маркетплейсов, откуда онлайн-площадки осуществляют доставку до ПВЗ или конечного покупателя.
До начала СВО российские компании активно развивали ESG-направления, что позволяло привлекать западных инвесторов и выпускать «зеленые» облигации. Например, объем размещений ESG-облигаций в 2021 году составил 211,9 млрд. рублей, но уже в 2022 году этот показатель составил всего лишь 106,2 млрд. Компании перестраивали свои бизнес-процессы, ориентируясь на экологические и социальные факторы.
В результате санкций западные страны практически прекратили сотрудничество с Россией по ESG-направлениям. Прекращены контакты с такими ключевыми агентствами, как GRI и CDP, что ограничило доступ к международным стандартам в сфере устойчивого развития.
Переориентация российского бизнеса на восточные рынки, включая Китай и Индию, привела к новым возможностям для ESG. В частности, Индия установила цель достичь углеродной нейтральности к 2070 году и планирует к 2030 году сократить углеродоемкость на 45%, что делает ее перспективным партнером.
В 2023 году на российском рынке появились новые ESG-инструменты, включая облигации устойчивого развития. Однако отсутствие значимых экономических стимулов по-прежнему ограничивает развитие этого сегмента. Эмитенты и инвесторы пока не получают ощутимых выгод от верификации выпуска в качестве ESG-инструмента, а эффект снижения ставок для «зеленых» облигаций (greenium) остается незначительным.
Для поддержки ESG-рынка были введены новые стандарты, такие как социальная таксономия, однако немногие компании в полной мере понимают, как ей пользоваться. Кроме того, финансовый сектор по-прежнему недостаточно открыт: информация о ESG-портфелях многих банков остается закрытой, что затрудняет создание полной картины рынка устойчивого финансирования.
Тем не менее в 2024 году Россия продолжила активное развитие ESG-проектов. Банк России взял на себя ведущую роль, занимаясь разработкой рекомендаций для банков и компаний по учету ESG-факторов. Этот шаг стал важной вехой для дальнейшего расширения устойчивого финансирования в стране.
Комплексный анализ и обзор тенденций ESG в России доступны в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Развитие ESG-повестки в России: стратегия и перспективы. Июнь, 2024».