В 2016 году российские компании освоились с применением стандарта G4 GRI, но уже появились новые стандарты (GRI Standards), на которые нужно перестроиться до 1 июля 2018 года. В рейтинге нынешнего года 35 отчетов соответствует стандарту G4 GRI, при этом четыре из них – расширенной версии (в прошлом году только один). Что касается раскрытия элементов отчета, то наблюдается традиционная особенность: как и прежде, качественно раскрывается информация о достигнутых результатах в стратегии, операционной и финансовой деятельности, персонале и неподробно – планы и экономическая ситуация в регионах присутствия. Однако в этом году качественно раскрывается раздел, посвященный анализу рынка, также многие компании стали раскрывать информацию о вознаграждении руководства более детально.
Понимание рынков улучшилось, но прогнозную информацию компании раскрывают неохотно. В отчетах за 2015 год повысилось качество раскрытия раздела «Описание рынка», в котором представлена информация о конкурентной среде, рыночной доли компании, перспективах роста рынка и его изменениях. Также компании традиционно на высоком уровне раскрывают информацию о достигнутых результатах, производственной и финансовой деятельности и работе с персоналом. При этом, как и годом ранее, компании недостаточно подробно раскрывают информацию об экономической ситуации в регионах присутствия, бизнес-модели, цепочке поставок и инновациях.
Международное признание качества российских отчетов растет. Три российские компании попали в топ-100 международного рейтинга Annual report on annual reports за 2016 год. Компания «Башнефть» заняла в рейтинге 53-е место, «Трансконтейнер» – 72-е, «Ростелеком» – 78-е. Рейтинг состоит из 400 компаний. В этом году количество российских компаний в нем увеличилось на 50% (с 12 до 18).
Соответствие стандарту GRI повышает качество годового отчета. По результатам исследования RAEX (Эксперт РА) рейтинг «5 звезд» (наивысшее качество ГО) и рейтинг получила 21 компания. При этом 15 компаний из списка лучших готовили отчеты в соответствии G4 GRI (71%).
Поддержку развитию рынка доставки оказала растущая потребительская уверенность, чему способствует увеличение доходов россиян. Динамичное развитие рынка обеспечивают и изменения, наблюдаемые в потребительском поведении. Питание готовой едой становится частью повседневной жизни россиян. На фоне высокой занятости и ускоряющихся темпов жизни в мегаполисах россияне чаще отказываются от самостоятельной готовки, отдавая предпочтение готовой еде в службах доставки и кулинарии из магазинов.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
Маркетплейсы остаются главной движущей силой интернет-торговли в России. Объем трат на этих платформах увеличился на 50% по сравнению с 2022 годом, что подчеркивает растущий интерес потребителей к онлайн-покупкам.
Ведущие площадки, такие как «МЕГА МАРКЕТ», «Wildberries» и «Ozon», стали лидерами по приросту количества транзакций (в 1,6–4,3 раза). Особенно впечатляющие результаты показал «МЕГА МАРКЕТ», где число транзакций выросло более чем в 4 раза.
Рост популярности этих платформ сопровождается увеличением количества селлеров. На «Ozon» за 11 месяцев 2023 года их число увеличилось на 67%, на «Яндекс.Маркете» – на 73%, на «МЕГА МАРКЕТ» - на 95%. Однако не все платформы показали положительную динамику: на «AliExpress» и «KazanExpress» наблюдалось сокращение числа продавцов на 27% и 7% соответственно.
Покупатели все чаще выбирают маркетплейсы за удобство, широкий ассортимент и скорость доставки. Основные категории покупок включают одежду, обувь, косметику и технику. В то же время средний чек на маркетплейсах незначительно снизился до 1 789 рублей в 2023 году.
Подробная информация о динамике и перспективах развития рынка представлена в исследовании «AnalyticResearchGroup «Интернет-торговля в России: маркетплейсы. Февраль, 2024».