Маркетинговое исследование посвящено анализу мирового и российского рынка розничной торговли товарами для сада и тенденций развития отрасли в краткосрочной перспективе. В 2011 г. темпы прироста мирового рынка товаров для сада замедлились за счет снижения покупательской активности в развитых странах и спада в экономике. Однако развивающиеся экономики по-прежнему показывают рост объемов продаж товаров для сада, что обусловлено начальной стадией развития рынка. Россия по уровню развития рынка садового ритейла намного отстает от европейских рынков, однако это говорит о значительном потенциале развития данного сегмента торговли в будущем.
В обзоре "Мировой и российский рынок розничной торговли товарами для дачи и сада" подробно анализируется состояние российского рынка: приводится оценка розничных продаж товаров для сада в 2005-2011 гг., тенденции и прогноз развития садовой розницы в краткосрочной перспективе, актуальная рыночная конъюнктура. В разделе приведена подробная структура и классификация основных форматов садового ритейла (садовых центров, питомников, специализированных магазинов, садовых гипермаркетов и др.), их основные характеристики (торговая площадь, ассортимент, целевая аудитория и др.) и показатели работы ведущих компаний. Кроме того, в обзоре подробно рассматривается торговля товарами для садоводов через DIY-сети: приводятся показатели ключевых игроков, анализируются перспективы развития данного канала продаж.
В рамках данного исследования в августе 2012 г. аналитики РБК.research провели опрос аудитории сайта rbc.ru, владеющих дачными / садовыми участками. Целью опроса было изучение потребительского спроса на товары для дачи и сада среди данной части аудитории. На основании данных опроса были подсчитаны и проанализированы объемы и частота покупок товаров для дачи и сада, каналы их приобретения, выявлены наиболее популярные товарные категории.
Для анализа работы ритейлеров и производителей было проведено анкетирование крупнейших компаний отрасли: представителей специализированной садовой розницы и ведущих DIY-сетей, после чего на основании полученных данных были подсчитаны ключевые показатели рынка. Также были проведены экспертные интервью с участниками рынка, которые приведены полностью в соответствующем разделе.
Отчет включает в себя профили розничных компаний, продающих товары для дачи и сада, которые включают краткое описание, основные характеристики (ассортимент, торговая площадь, количество поставщиков и др.) и показатели работы компании.
При проведении исследования применялись следующие методы:
Исследование проведено в июле-сентябре 2012 г.
Объем отчета - 134 стр. Отчет содержит 26 таблиц и 28 графиков и диаграмм.
Аннотация | 2 | ||
Полное оглавление | 3 | ||
Список диаграмм | 7 | ||
Список таблиц | 9 | ||
Резюме | 10 | ||
Мировой рынок розничной торговли товарами для дачи и сада | 11 | ||
| Возникновение и краткая история развития розничной торговли товарами для дачи и сада | 11 | |
| Актуальная ситуация и тенденции развития мирового рынка садовых товаров | 13 | |
| Западная Европа | 14 | |
|
| Франция | 16 |
|
| Великобритания | 17 |
|
| Германия | 18 |
|
| Нидерланды | 19 |
|
| Испания | 20 |
| Северная Америка | 20 | |
|
| США | 20 |
|
| Канада | 23 |
| Азия | 23 | |
|
| Китай | 23 |
| Маркетинговые стратегии крупнейших садовых центров | 24 | |
|
| Местоположение садовых центров | 24 |
|
| Особенности покупательского менталитета | 24 |
|
| Сезонность продаж | 25 |
|
| Ассортиментные стратегии садовых центров | 26 |
|
| Торговые форматы | 26 |
|
| Планировка и оборудование садовых центров | 27 |
|
| Национальные ассоциации садовых центров | 28 |
Крупнейшие компании мирового рынка | 30 | ||
| Dobbies (Великобритания) | 30 | |
| The Garden Centre Group (Великобритания) | 30 | |
| Garden and Leisure Group (Великобритания) | 30 | |
| Klondyke/Strikes (Великобритания) | 30 | |
| Bellaflora (Австрия) | 31 | |
| Delbard (Франция) | 31 | |
| Jardiland (Франция) | 31 | |
| Truffaut (Франция) | 31 | |
| Plantasjen (Норвегия) | 32 | |
| Dehner (Германия) | 32 | |
| Intratuin (Нидерланды) | 32 | |
| Armstrong Garden Centers, Inc (США) | 33 | |
| Tractor Supply Company (США) | 33 | |
| Southern States Cooperative (США) | 33 | |
Развитие розничной торговли товарами для дачи и сада в России | 34 | ||
| Текущая ситуация на рынке садовой торговли и смежных рынках | 34 | |
|
| Рынок загородной недвижимости и дачного строительства | 35 |
|
| Характеристика и распределение земель в РФ по формам собственности | 36 |
|
| Уровень жизни населения РФ | 39 |
|
| Импорт и экспорт посадочного материала в 2009-2011 гг. | 44 |
|
| Основные тенденции и показатели развития розничной торговли товарами для сада и отдыха в РФ | 47 |
|
| Розничная торговля товарами для дачи и сада в контексте рынка DIY-ритейла | 58 |
| Российские операторы специализированной розничной торговли товарами для дачи и сада | 61 | |
|
| Классификация российских сетей, развивающих направления садовой розницы | 61 |
|
| Основные торговые форматы розничной торговли товарами для дачи и сада | 63 |
|
| Ведущие операторы российского рынка розничной торговли товарами для дачи и сада | 65 |
|
| Интернет-торговля товарами для дачи и сада | 72 |
|
| Универсальные и специализированные сети магазинов | 74 |
Интервью с участниками рынка | 77 | ||
| Дарвин | 77 | |
| ОБИ | 79 | |
Потребительские предпочтения покупателей товаров для сада в крупных городах РФ в 2012 г. (результаты интернет-опроса деловой аудитории РБК) | 80 | ||
| Характеристика выборочной совокупности | 81 | |
| Результаты опроса | 85 | |
|
| Спрос на различные товары для дачи и сада | 85 |
|
| Затраты на приобретение товаров для дачи и сада | 87 |
|
| Каналы приобретения товаров для дачи и сада | 89 |
Профили игроков российского рынка | 96 | ||
| Специализированные садовые магазины | 96 | |
| Ашан-Сад | 96 | |
| Белая Дача Цветы | 99 | |
| Мир Увлечений | 101 | |
| Русский Огород | 103 | |
| Дарвин | 105 | |
| Палисад | 108 | |
| Торговые сети DIY | 110 | |
| Бауцентр | 110 | |
| К-раута | 113 | |
| Касторама | 117 | |
| Леруа Мерлен | 120 | |
| ОБИ | 123 | |
| Хоум Центр | 128 | |
| Наш дом | 131 | |
| Твой Дом | 132 |
Рис. 2. Затраты на покупку товаров для дома и сада в расчете на одно домохозяйство - географическое распределение по странам, 2011 г. 14
Рис. 3. Годовой объем розничных продаж товаров для дачи и сада в 2011 г. в странах Западной Европы 15
Рис. 4. Динамика рынка садовых товаров Великобритании, 2004-2011 гг., прогноз на 2012-2014 гг. 18
Рис. 5. Продажи товаров для садоводства в США - распределение по каналам продаж, 2011 г. 22
Рис. 6. Структура земель, находящихся в собственности граждан, на 01.01.2011 г. - распределение по видам собственности, % 37
Рис. 7. Доля жилой площади, введенной индивидуальными застройщиками в федеральных округах в 2011 г., % от общего объема жилой площади 38
Рис. 8. Структура земель, находящихся в собственности граждан, по регионам и по целевому назначению, на 01.01.2011 г., % 39
Рис. 9. Индекс потребительской уверенности по возрастным группам населения в I-II кв. 2012 г. 40
Рис. 10. Прогноз динамики номинальной среднемесячной заработной платы и реальных доходов россиян в 2012-2015 гг. 42
Рис. 11. Уровень общей безработицы, 2009-2011 гг. и I-II кв. 2012 г. 43
Рис. 12. Объем розничной торговли товарами для дачи и сада, млрд долл., 2006-2011 гг., прогноз на 2012 г. 48
Рис. 13. Структура оборота розничного рынка товаров для дачи и сада - распределение по форматам торговли, 2011 г. 51
Рис. 14. Усредненная структура основного ассортимента товаров для дачи и сада в современных садовых центрах / садовых гипермаркетах, % от общего количества SKU, август 2012 г. 53
Рис. 15. Наиболее продаваемые категории товаров для сада в садовом центре, % от объема рынка, август 2012 г. 54
Рис. 16. Объем рынка розничной торговли DIY, млрд долл., 2005-2011 гг., прогноз на 2012 г. 59
Рис. 17. Усредненная структура ассортимента товаров для дачи и сада в универсальных DIY-сетях, июль-август 2012 г. 61
Рис. 18. TOP- 5 сетевых операторов крупноформатной садовой розницы по количеству магазинов, июль 2012 г. 72
Рис. 19. Структура розничного рынка организованной садовой торговли - распределение по количеству операторов, июль 2012 г. 79
Рис. 20. Структура универсальных и специализированных сетей на российском рынке садовой торговли - распределение по количеству магазинов, июль 2012 г. 79
Рис. 21. Распределение респондентов в зависимости от наличия садового / дачного участка., % от ответивших 81
Рис. 22. Площадь садового/дачного участка, находящегося в собственности респондентов или членов их семьи, % от ответивших 83
Рис. 23. Виды растений, выращиваемых респондентами на садовых/дачных участках, % от ответивших 84
Рис. 24. Категории товаров для дачи и сада, приобретенных респондентами в 2012 г., % от ответивших 85
Рис. 25. Сумма, потраченная респондентами на покупку товаров для дачи и сада, руб., % от опрошенных 87
Рис. 26. Места приобретения товаров для дачи и сада, купленных респондентами в 2012 г., % от ответивших 89
Рис. 27. Факторы, влияющие на решение о покупке товаров для сада и дачи, % от ответивших 94
Рис. 28. Востребованность услуг ландшафтного дизайна, % от опрошенных 95Табл. 2. Распределение жилых домов по этажности, 2011 г., в % к итогу 35
Табл. 3. Распределение земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности в РФ, тыс. га, на 01.01.2011 г. 37
Табл. 4. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения в январе-августе 2012 г. 41
Табл. 5. Объем импорта и экспорта посадочного материала (коды ТН ВЭД 0601, 0602, 1209), тонны и долл. США, 2009-2011 гг. 44
Табл. 6. Современные садовые центры / гипермаркеты 51
Табл. 7. Планы по открытию новых специализированных садовых гипермаркетов и садовых центров в среднесрочной перспективе 55
Табл. 8. Объем инвестиций в открытие одного садового гипермаркета / садового центра 56
Табл. 9. Крупнейшие города РФ по численности населения и обороту розничной торговли на душу населения в 2011 году 57
Табл. 10. Доля товаров для дачи и сада в ассортименте и обороте некоторых DIY-сетей, июль 2012 г. 59
Табл. 11. Типы торговых сетей по продаже садовых товаров в России по географическому охвату 65
Табл. 12. Региональные операторы российского рынка специализированной садовой торговли - рейтинг по количеству магазинов, июль 2012 г. 67
Табл. 13. Основные торговые форматы на российском рынке садовой торговли 72
Табл. 14. Преимущества и недостатки интернет-торговли товарами для сада и огорода 75
Табл. 15. Российские интернет-магазины, работающие в сегменте садовой торговли 75
Табл. 16. Крупнейшие операторы (универсальные и специализированные сети) садовой торговли по количеству магазинов, июль 2012 г. 77
Табл. 17. Опрос потребителей: социально-демографические характеристики, август 2012 г. 81
Табл. 18. Опрос потребителей: распределение по полу и возрасту, % от количества опрошенных 82
Табл. 19. Размер садового / дачного участка - географическое распределение, % от ответивших 83
Табл. 20. Категории товаров для дачи и сада - распределение по полу респондентов, % от ответивших 86
Табл. 21. Сумма покупки - распределение по категориям товаров, % от опрошенных 87
Табл. 22. Популярность различных каналов продаж в зависимости от товарных категорий, % от опрошенных 90
Табл. 23. Распределение по каналам продаж в зависимости от суммы покупки (до 5 тыс. рублей), % от ответивших 91
Табл. 24. Распределение по каналам продаж в зависимости от суммы покупки (5-10 тыс. рублей), % от ответивших 92
Табл. 25. Распределение по каналам продаж в зависимости от суммы покупки (10-25 тыс. рублей), % от ответивших 92
Табл. 26. Распределение по каналам продаж в зависимости от суммы покупки (25-50 тыс. рублей), % от ответивших 93
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
По данным «Анализа рынка обуви в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2020-2023 гг ее импорт в страну увеличился более чем в 1,5 раза: с 309 до 474 млн пар.
Российский рынок цикория показывает устойчивую положительную тенденцию роста своей объемности, рост средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей цикория характеризуются относительной стабильностью.