МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Цель исследования: Провести исследование российского рынка свежих шампиньонов
Объект исследования: свежий шампиньон
Категории хозяйств-производителей шампиньона: только сельскохозяйственные организации
География исследования:
Российская Федерация, с фокусом на ЦФО (в т.ч. детально Москва и Московская область)
Период исследования: ретроспективные данные преимущественно 2015-2018 годы (и отдельные данные за более ранний период), прогноз на 2019-2026 гг.
Источники информации:
Терминология:
Объем рынка (фактическое потребление) = производство + импорт - экспорт
Емкость рынка = норма потребления * численность населения
Насыщенность = фактическое потребление/емкость
Доля Проекта = объем производства Проекта/емкость
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ
В настоящий момент рынок культивируемых грибов развивается. В последние годы отмечался бурный рост производства, при этом цены оставались на высоком уровне.
Среди всех культивируемых грибов в России, шампиньоны являются самыми популярными. Эксперты отрасли оценивают их долю в производстве около 79%.
Рост производства в 2017-2018 годах связан с выходом на проектные мощности действующих производителей и запуском новых комплексов. Наиболее крупные из них:
• тепличный комплекс компании «Грибная радуга» (Курская обл.), мощность первой очереди 4 тыс. тонн,
• ООО «Русский Гриб» (Краснодарский край), мощность производства 6,4 тыс. тонн,
• ТК «Зеленая линия» (Краснодарский край), мощность производства 6,5 тыс. тонн.
По официальным данным Росстата лидером по производству грибов является Центральный ФО (48%), где функционируют крупные грибные комплексы.
Исходя из численности населения ЦФО 39 311 тыс. человек, можно сделать вывод, что среднедушевое потребление свежего шампиньона в 2016 году в целевом регионе составило 0,45 кг на человека.
Объем рынка свежего шампиньона в ЦФО в 2016 составил 42% от объема рынка России. Данное соотношение справедливо при оценке объема рынка ЦФО в предыдущие и последующие годы. Исходя из того, что в 2018 году объем рынка свежих шампиньонов в России составил 56,7 тыс. тонн, можно сделать вывод, что объем рынка свежих шампиньонов ЦФО в 2018 году составил 23,8 тыс. тонн. Таким образом среднедушевое потребление свежего шампиньона в ЦФО в 2018 году составляет 0,6 кг.
Москва и Московская область лидируют по размеру реальных доходов населения и имеют меньше возможностей для сбора дикорастущих грибов по сравнению с другими регионами ЦФО. В следствии этих факторов потребление свежего шампиньона в Москве и Московской области существенно выше, чем в других регионах.
По итогам 2018 года из Беларуси поступило 23,8 тыс. тонн свежих шампиньонов. Основными местными производителями шампиньонов и поставщиками в Россию являются СООО «БОНШЕ» (объем производства в 2017 году составил около 8 тыс. тонн грибов, в 2019 г. вышли на мощности 950 тонн в месяц или 11 тыс. тонн в год) и КФХ «Грибная Страна» (объем производства свыше 3 тыс. тонн грибов). Таким образом, можно предположить, что около 10 тыс. тонн шампиньонов – это реэкспорт из стран Европы, вероятнее всего из Польши.
В перспективе при обеспечении конкурентоспособного уровня цен экспорт шампиньонов может стать одним из направлений развития отрасли. Свежий шампиньон российского производства может экспортироваться, прежде всего в страны Таможеного Союза: Армению, Казахстан и др. Примером того, как государство стало успешным экспортером свежего шампиньона является Польша.
Прогнозы участников рынка и экспертов отрасли относительно емкости рынка свежих шампиньонов в перспективе совпадают. При существенном росте отечественного производства шампиньонов и последующим за этим снижением цены на них, вероятно, что объём рынка свежих шампиньонов превзойдет уровень потребления 2013 года – т.е. станет выше 76 тыс. тонн по России, и 32 тыс. тонн по ЦФО.
Однако следует иметь в виду, что не все действующие и новые предприятия останутся на рынке, в результате влияния различных факторов:
Средняя розничная цена свежих шампиньонов в 2018 году в упаковке составила 333 руб./кг и зависела от следующих факторов:
Важно отметить, что выращивание шампиньонов – это консервативная отрасль. За последние десятилетия голландская технология практически не претерпела изменений.
В России практически все предприятия используют именно голландскую технологию выращивания шампиньонов.
Важнейшими видами сырья для производства шампиньона являются: компост и покровная почва. В большинстве промышленных грибоводческих комплексов субстрат (компост) готовится на основе соломы злаковых культур и бройлерного помета.
МЕТОДОЛОГИЯ
1. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СВЕЖИХ ШАМПИНЬОНОВ (РФ (ОБЗОРНО), ЦФО (В Т.Ч. ПО МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ))
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОТРАСЛЬ
1.1.1. ЧИСЛЕННОСТЬ И ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
1.1.2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ ЗА 2015-2018 ГОДЫ
1.1.3. КОЛЕБАНИЯ КУРСА РУБЛЯ
1.1.4. ВВЕДЕНИЕ САНКЦИЙ И АНТИСАНКЦИЙ
1.1. ПРОИЗВОДСТВО СВЕЖИХ ШАМПИНЬОНОВ
1.1.5. ОБЩАЯ ДИНАМИКА РЫНКА, ПЕРСПЕКТИВЫ
1.1.6. ПРОИЗВОДСТВО (КАТЕГОРИЙ ХОЗЯЙСТВ, ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА В НАТУРАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА)
1.2. ПОТРЕБЛЕНИЕ
1.2.1. СРЕДНЕДУШЕВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ СВЕЖИХ ШАМПИНЬОНОВ В ЦФО, МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1.2.2. ДИНАМИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ СВЕЖИХ ШАМПИНЬОНОВ ПО МЕСЯЦАМ НА ПРИМЕРЕ 2015-2018 ГГ
1.3. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ
1.3.1. ИМПОРТ (ОБЪЕМЫ В НАТУРАЛЬНОМ И СТОИМОСТНОМ ВЫРАЖЕНИИ В РАЗРЕЗЕ СТРАН, СЕЗОННОСТЬ)
1.3.2. ЭКСПОРТ (ОБЪЕМЫ В НАТУРАЛЬНОМ И СТОИМОСТНОМ ВЫРАЖЕНИИ В РАЗРЕЗЕ СТРАН, СЕЗОННОСТЬ)
1.4. ЕМКОСТЬ И БАЛАНС РОССИЙСКОГО РЫНКА СВЕЖИХ ШАМПИНЬОНОВ
1.4.1. ЕМКОСТЬ РОССИЙСКОГО РЫНКА СВЕЖИХ ШАМПИНЬОНОВ
1.4.2. БАЛАНС РЫНКА И САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ (ПРОИЗВОДСТВО, ИМПОРТ, ЭКСПОРТ, ДЕФИЦИТ/ПРОФИЦИТ)
2. ПРОГНОЗ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СВЕЖИХ ШАМПИНЬОНОВ (ЦФО, В Т.Ч. ПО МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1. ПРОГНОЗ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ)
2.2. ОСНОВНЫЕ ДРАЙВЕРЫ РОСТА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ
2.2.1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОИЗВОДСТВО
2.2.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ
2.2.3. ОТРАСЛЕВЫЕ БАРЬЕРЫ
2.3. РЕЕСТР НОВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ГРИБНЫХ КОМПЛЕКСОВ, ВЫХОД С РЫНКА ИГРОКОВ.
2.3.1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, УШЕДШИХ С РЫНКА
2.3.2. ПРОЕКТЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ГРИБНЫХ КОМПЛЕКСОВ С НАИБОЛЬШЕЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ В 2018-2020 ГГ (СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ НОВЫХ ПРОЕКТОВ, СРОК ВВОДА НОВЫХ ПЛОЩАДЕЙ, ПЛАНИРУЕМЫЙ ВАЛОВЫЙ СБОР)
2.4. ПРОГНОЗ ПРОИЗВОДСТВА ШАМПИНЬОНОВ С УЧЕТОМ ВВОДА НОВЫХ ПЛОЩАДЕЙ
2.4.1. ПРОИЗВОДСТВО (В НАТУРАЛЬНОМ И СТОИМОСТНОМ ВЫРАЖЕНИИ, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА)
2.5. ПРОГНОЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ
2.5.1. ОБЪЕМЫ В НАТУРАЛЬНОМ И СТОИМОСТНОМ ВЫРАЖЕНИИ, СЕЗОННОСТЬ
2.6. ПРОГНОЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
2.6.1. ИМПОРТ (ОБЪЕМЫ В НАТУРАЛЬНОМ И СТОИМОСТНОМ ВЫРАЖЕНИИ В РАЗРЕЗЕ СТРАН, СЕЗОННОСТЬ)
2.6.2. ЭКСПОРТ
2.7. ПРОГНОЗ ЕМКОСТИ И БАЛАНСА РОССИЙСКОГО РЫНКА СВЕЖИХ ШАМПИНЬОНОВ С УЧЕТОМ ВВОДА НОВЫХ ПЛОЩАДЕЙ
2.7.1. ЕМКОСТЬ РОССИЙСКОГО РЫНКА ШАМПИНЬОНОВ
2.7.2. БАЛАНС РЫНКА И САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ (ПРОИЗВОДСТВО, ИМПОРТ, ЭКСПОРТ, ДЕФИЦИТ/ПРОФИЦИТ)
3. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА СВЕЖИЕ ШАМПИНЬОНЫ (ЦФО, В Т.Ч. ПО МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
3.1. МЕХАНИЗМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ (ФАСОВКА, НОМЕНКЛАТУРА ПРОДУКЦИИ, КАНАЛЫ СБЫТА)
3.2. ОСНОВНЫЕ ДРАЙВЕРЫ РОСТА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ)
3.3. ТЕКУЩИЕ ЦЕНЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПРОГНОЗ
3.4. ТЕКУЩИЕ ЦЕНЫ ПОСТАВЩИКОВ И ПРОГНОЗ
3.5. ТЕКУЩИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ И ПРОГНОЗ
3.6. СРАВНЕНИЕ ЦЕН ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ИМПОРТНЫХ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН
4. АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ (ЦФО, В Т.Ч. ПО МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
4.1. КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА И РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ
4.2. КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ (СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ, СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ КОНКУРЕНТОВ)
4.3. БАРЬЕРЫ ДЛЯ ВХОЖДЕНИЯ В ОТРАСЛЬ
5. ТЕХНОЛОГИЯ И УРОЖАЙНОСТЬ (ОБЗОР ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НА РЫНКЕ СВЕЖИХ ШАМПИНЬОНОВ)
5.1. ОПИСАНИЕ И НОМЕНКЛАТУРА ПРОДУКЦИИ
5.2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ ВЫРАЩИВАНИЯ
5.3. СЕЗОННОСТЬ
5.4. СЫРЬЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ В РАМКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.5. ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ЗАТРАТ
5.6. ФАСОВКА
6. ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОЙ И СБЫТОВОЙ СТРАТЕГИИ
6.1. ОЦЕНКА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КАНАЛАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
6.1.1. ОСНОВНЫЕ КАНАЛЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
6.2. ОЦЕНКА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ
6.3. ВЕРИФИКАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ
7. ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ ОТРАСЛИ ГРИБОВОДСТВА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАСТНИКОВ РЫНКА РЕГИОНАМИ
7.1. ДЕЙСТВУЮЩИЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ГРИБОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РАЗВИТИЯ ГРИБНОЙ ОТРАСЛИ В ЕС
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА КОМПОСТА
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ
ЕМКОСТЬ РОССИЙСКОГО РЫНКА КОМПОСТА
ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ
ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА КОМПОСТ, ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН
ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПОКРОВНОЙ ПОЧВЫ ДЛЯ ВЫРАЩИВАНИЯ ШАМПИНЬОНА
― Как Вы можете охарактеризовать итоги 2023 года для рынка кейтеринга? Насколько ситуация изменилась по сравнению с 2022 годом?
За последние пять лет объем российского рынка сливок значительно вырос, увеличившись на 79,5% с 2019 по 2023 год. По данным аналитиков, рынок продемонстрировал устойчивость к кризисным явлениям, что подтверждается положительной динамикой на протяжении всего исследуемого периода. Основной вклад в рост вносят объемы отечественного производства.
По данным «Анализа рынка уходовой косметики для тела в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2022-2023 гг ее производство в стране снижалось в среднем на 5% в год и в 2023 г составило 487 млн шт. Сокращение выпуска было обусловлено сжатием спроса и трудностями с поставками сырья.