Настоящее исследование посвящено описанию Киотского протокола к рамочной конвенции ООН об изменении климата, его сущности, механизмам и опыту их применения в России и зарубежных странах.
В исследовании рассматриваются основные положения Киотского протокола, количественные и институциональные обязательства России по сокращению выбросов парниковых газов, реальный объем выбросов и прогноз на период действия обязательств.
Отчет включает описание правовой базы реализации механизмов Киотского протокола в России и схемы утверждения проектов совместного осуществления. Внимание уделено существующим проектам в регионах. Анализируется соотношение объемов проектной деятельности по федеральным округам.
Отдельный раздел посвящен описанию состояния рассмотрения заявок по проектам совместного осуществления, поступивших в Минэкономразвития РФ, ответственное за соблюдение процедуры их рассмотрения и утверждения. Приводятся данные по состоянию на начало 2009 года.
Исследование проведено в декабре 2008 года- январе 2009 года.
Объем отчета - 74 стр.
Отчет содержит 7 таблиц, 4 графика и диаграммы и 8 приложений.
Язык отчета - русский.
Аннотация 3
Полное оглавление 4
Список диаграмм 6
Список таблиц 7
Резюме 8
Сущность Киотского протокола 9
Основные положения Киотского протокола 9
Обязательства по Киотскому протоколу 11
Количественные обязательства 11
Институциональные обязательства 13
Реализация национальной политики (национальный план действий) 14
Инвентаризация (кадастр) 14
Установленное количество выбросов (национальная квота) 15
Реестр (регистр) углеродных единиц 15
Процедуры и государственные органы по утверждению ПСО 15
Национальные сообщения 15
Соответствие критериям приемлемости 16
Европейская система торговли выбросами парниковых газов 16
Директива 2003/87/ЕС 16
Реализация национальных планов на период 2005-2007 годов, актуальная информация 2008 года и на перспективу 17
Механизмы Киотского протокола 23
Механизм чистого развития 23
Торговля эмиссиями 24
Проекты совместного осуществления 25
Принципы реализации проектов совместного осуществления 26
Механизм использования в коммерческих целях обязательств России по Киотскому протоколу 28
Правовая база реализации проектов совместного осуществления в России 28
Нормативно-правовая база процедуры утверждения и проверки хода реализации ПСО в Российской Федерации 29
Схема утверждения проектов совместного осуществления (на правительственном уровне, отраслевых министерств и заинтересованных предприятий) 29
Этапы утверждения проектов совместного осуществления 30
Перечень необходимых документов 31
Требования к содержанию проектной документации 32
Динамика выбросов парниковых газов в России и прогноз на период действия обязательств 32
Реализация национальной политики России и меры, применяемые по реализации протокола 34
Меры по сокращению выбросов в энергетике 35
Меры по увеличению стока парниковых газов в лесном хозяйстве 35
Меры по развитию устойчивых форм сельского хозяйства 35
Региональный аспект (программы по регионам России, субъектам федерации, проекты совместного осуществления) 36
Проекты ТАСИС по поддержке реализации Киотского протокола в России 38
Опыт использования механизмов Киотского протокола в отдельных странах 39
Использование механизмов Киотского протокола в Канаде 39
Использование механизмов Киотского протокола в Японии 40
Текущее состояние с утверждением российских ПСО 40
Заявители реализации проектов 44
Список подготовленных ПСО, возможных для реализации на территории России 45
Отраслевая структура направленности проектов 46
Возможное влияние современного кризиса 49
Заинтересованные компании и структуры 50
Приложение 51
№ 1 Федеральный закон от 04.11.2004 N 128-ФЗ"О ратификации Киотского протокола к рамочной конвенции ООНоб изменении климата"(принят Государственной Думой РФ 22.10.2004) 51
№ 2 Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ «О межведомственной комиссии по проблемам реализации Киотского протокола в РФ» N 107 (Д)от 25 мая 2005 г. 51
№ 3 О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 53
№ 4 Приказ Минэкономразвития РФ от 30 ноября 2007 г. N 422 "Об утверждении лимитов величины сокращения выбросов парниковых газов" 60
№ 5 Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 ноября 2007 г. N 424 «О комиссии по утверждению заявок об утверждении проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» 60
№ 6 Приказ Минэкономразвития РФ от 22 февраля 2008 г. N 52 "Об утверждении формы паспорта проекта, осуществляемого в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата" 63
№ 7 Перечень проектов совместного осуществления, направленных на рассмотрение в международные структуры 64
№ 8 Проекты, предполагаемые для осуществления в России в соответствии со статьей 6 Киотского протокола 69По данным «Анализа рынка премиксов в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2018-2022 гг их производство в стране выросло на 13,4%: с 462 до 524 тыс т. Развитие отечественного животноводства создает базу для роста спроса на премиксы в стране.
Согласно новому исследованию агентства ABARUS Market Research, в 2022 году производство газобетонных блоков в России выросло на 2,2%, хотя год выдался очень непростой. Согласно опросам, проведенным Национальной Ассоциацией Производителей Автоклавного Газобетона, по итогам года ожидалось снижение, но флагманы отрасли «поднажали», и падения производства не произошло. Правда, на фоне 2021 года, когда совокупный выпуск вырос на 17,2%, двухпроцентное увеличение выглядит скромным. Однако, затем тенденция изменилась. В течение первого полугодия 2023 года производство газобетона падало. Второе полугодие обещает быть более благополучным, но из-за весеннего спада годовой выпуск может не дотянуть до 13 млн куб. м, в то время как планку в 14 миллионов рынок взял год назад.
Несмотря на геополитическую и экономическую ситуацию, уход с рынка ряда крупных зарубежных игроков и снижение доходов населения рынок БАД в РФ в 2022 году продемонстрировал позитивный итог. В 2022 году объём рынка составил 105 млрд. руб. в денежном выражении и 341 млн. упаковок в натуральном.