35 000 ₽
Ключевые потребительские тренды на рынке детских товаров 2016
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
35 000 ₽
Демоверсия
РБК Исследования рынков

Ключевые потребительские тренды на рынке детских товаров 2016

Дата выпуска: 13 октября 2016
Количество страниц: 89
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 40907
35 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы
Описание

Исследование «Ключевые потребительские тренды на рынке детских товаров 2016» посвящено описанию основных тенденций розничного сегмента продукции для детей в России в 2016 г. Информация была получена путем комплексного анализа данных 320 сетевых ритейлеров, работающих в рассматриваемой отрасли на территории России, мнений ведущих экспертов рынка, а также изучения потребительского поведения российских покупателей детских товаров.
Основная часть исследования посвящена изучению влияния сложной экономической ситуации на рынок детских товаров в России. В обзоре представлена динамика развития рынка детских товаров до 2016 года, рассмотрены изменения в потребительском поведении, возникшие вследствие экономического кризиса, падения доходов населения и последующего роста цен на детские товары на фоне ослабления курса рубля.
Наряду с этим в исследовании анализируется влияние социально-демографической ситуации в стране на развитие рынка детских товаров и формирование его товарной структуры, рассматриваются государственные меры поддержки и стимулирования отрасли, в том числе в рамках мероприятий по импортозамещению. В обзоре приведены планы по оптимизации и развитию ведущих детских ритейлеров в условиях сложившейся экономической ситуации, а также рассмотрена политика супермаркетов и гипермаркетов по наращиванию доли детских товаров в ассортименте, проводимая в качестве антикризисной меры. Отдельное внимание в исследовании уделено роли интернета и социальных медиа как каналов продаж и продвижения продукции на современном рынке. Кроме того, в качестве специфического фактора отрасли рассматривается влияние ребенка на принятие родителями решения о покупке детских товаров.
В отчете приводятся мнения ведущих российских экспертов отрасли детских товаров, в роли которых в исследовании 2016 года выступили: Александр Мочалов, коммерческий директор сети магазинов «Любимые дети»; Александр Роганов, генеральный директор сети ELC; Алексей Маниченко, CEO компании «Skylark-Умница»; Алексей Молвинский, генеральный директор ООО «Торговая сеть «Гипермаркет Бегемот»; Анастасия Василькова, директор по развитию ТМ Choupette; Игорь Харченко, руководитель отдела развития ТМ «Шалуны»; Ирина Какорина, руководитель отдела франчайзинга PlayToday; Карина Кулешова, бренд-директор Gulliver и Button Blue; Сергей Сорокин, генеральный директор ОАО «Егорьевск-обувь»; Стива Аралов, руководитель направления франчайзинга «Мосигра»; Юлия Канарева, генеральный директор АО «ТД «Гулливер и Ко».
Настоящее исследование базируется на анализе мнений более 3 000 россиян, которые приобретали детские товары различных категорий, включая детское питание, косметику для детей, игрушки и развивающие игры, подгузники, детскую электронику, мебель, одежду и обувь, коляски, автокресла, а также другую подобную продукцию.

 


Исследование проведено в июле – октябре 2016 года.
Отчет содержит 20 таблиц и 50 графиков и диаграмм.
Объем отчета – 89 стр.
Язык отчета – русский.

 

Развернуть
Содержание
Краткое оглавление3
Полное оглавление4
Мнения экспертов относительно состояния и перспектив развития российского рынка детских товаров (эксклюзивные интервью для РБК Исследования рынков)5
Тренды российского рынка детских товаров24
Влияние социально-демографической ситуации на рынок24
Государственное стимулирование рынка товаров для детей: курс на импортозамещение?36
Оптимизация или развитие: планы ведущих детских-ритейлеров на 2016 – 2017 года46
Усиление роли интернета как канала продаж одежды52
Усиление роли социальных медиа как канала продвижения59
Отношение к акциям и специальным предложениям63
Влияние ребенка на покупки детских товаров69
Супермаркеты и гипермаркеты расширяют ассортимент детских товаров72
Общее состояние российского рынка детских товаров74
Методология исследования80
Методы сбора информации80
Условия проведения социологического опроса81
Характеристика выборки респондентов81
Список диаграмм85
Список таблиц88
Развернуть
Иллюстрации
Рис. 1. Динамика численности детей и подростков (0-14 лет) в России, 2003 2015 гг., млн чел.24
Рис. 2. Динамика рождаемости и общей численности родившихся детей в России, 2005 – 2015 гг., тыс. чел., %*25
Рис. 3. Динамика количества абортов в России, 2000-2014 гг., тыс., %25
Рис. 4. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2015 года, тыс. чел.27
Рис. 5. Динамика численности женского населения (15-84 лет) в России, 2003-2015 гг., млн чел.28
Рис. 6. Прогноз рождаемости в России, 2017 2030 гг., тыс. чел.28
Рис. 7. Динамика количества браков в России, 2000-2015 гг., тыс., %*29
Рис. 8. Динамика структуры браков по возрастам жениха и невесты в России, 2000 2015 гг., %30
Рис. 9. Динамика структуры рожденных детей по возрасту матери в России, 2000 2014 гг., %31
Рис. 10. Динамика структуры рожденных детей по брачному состоянию матери в России, 2000 2014 гг., %32
Рис. 11. Динамика количества разводов в России, 2000-2015 гг., тыс., %*33
Рис. 12. Доля детей в возрасте до 16 (18) лет, в отношении которых допущено опоздание (имеется задолженность) с выплатой алиментов, назначенных по решению суда, 2015 г.,* % от общей численности детей, которым назначены алименты, в соответствующей группе33
Рис. 13. Динамика величины прожиточного минимума на ребенка в возрасте до 15 лет по Российской Федерации и г. Москве, I кв. 2011 – I кв. 2016 гг., руб.35
Рис. 14. Динамика темпов роста располагаемых доходов населения РФ, 2007-2016 гг., %35
Рис. 15. Доля детей в возрасте до 16 лет, проживающих в домашних хозяйствах со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, и доля семей с детьми до 16 лет в общей численности малоимущих домашних хозяйств в России, 2011 2014 гг., %36
Рис. 16. Доля отечественной продукции на рынке детских товаров, 2015 г., 2020 г., %37
Рис. 17. Объемы финансирования индустрии детских товаров в России в соответствии со «Стратегией развития индустрии детских товаров до 2020 года», 2014-2020 гг., млн руб.40
Рис. 18. Доля сетевых детских ритейлеров, имеющих собственные магазины, август 2016 г., % от общего количества сетевых детских ритейлеров52
Рис. 19. «Покупка детских товаров в ИНТЕРНЕТЕ для Вас это», 2016 г., % от опрошенных покупателей детских товаров54
Рис. 20. Рейтинг интернет-магазинов по продаже детских товаров по степени их популярности среди опрошенных россиян, 2015 г., % от опрошенных интернет-пользователей, покупавших детские товары через интернет55
Рис. 21. Динамика объема российского рынка интернет - торговли детскими товарами в 2012-2015 гг., млрд руб., %56
Рис. 22. Проникновение смартфонов и планшетов в России 100 тыс.+, I полугодие 2009 – I полугодие 2015 года, % от россиян в возрасте 18-54 лет, проживающих в крупных городах России57
Рис. 23. Динамика объема мобильной коммерции в Великобритании за 2012-2019 гг.*, млрд фунтов стерлингов, %58
Рис. 24. Динамика объема рынка мобильной коммерции в США*, 2010-2019 гг., млрд долл., %59
Рис. 25. Динамика количества интернет пользователей по России в целом в 2003-2015 гг., млн чел.60
Рис. 26. Количества подписчиков сообществ и групп некоторых ритейлеров в сети «ВКонтакте», август 2016 г., тыс. человек61
Рис. 27. «Заметили ли Вы рост цен на детские товары в последнее время?», август 2016 г., % от опрошенных покупателей детских товаров63
Рис. 28. «Стали ли Вы обращать больше внимания на акции и спецпредложения при покупке детских товаров?», август 2016 г., % от опрошенных покупателей детских товаров64
Рис. 29. «Стали ли Вы обращать больше внимания на акции и спецпредложения при покупке детских товаров?», август 2016 г., % от опрошенных покупателей детских товаров соответствующего ПОЛА65
Рис. 30. «Отметьте, пожалуйста, категории детских товаров, по которым Ваши расходы СНИЗИЛИСЬ за последний год (август 2015 – август 2016 года)?», % от опрошенных покупателей детских товаров, чьи расходы снизились67
Рис. 31. «Как изменились Ваши расходы на детские товары за прошедший ГОД (июль 2015 – июль 2016)?», % от опрошенных покупателей детских товаров68
Рис. 32. Причины снижения расходов на детские товары за последний год (август 2015 – август 2016 года), % от опрошенных покупателей детских товаров, чьи расходы снизились68
Рис. 33. «Отметьте, пожалуйста, категории детских товаров, по которым Ваши расходы ВОЗРОСЛИ за последний год (август 2015 – август 2016 года)?», % от опрошенных покупателей детских товаров, чьи расходы выросли69
Рис. 34. Причины увеличения расходов на детские товары за последний год (август 2015 – август 2016 года), % от опрошенных покупателей детских товаров, чьи расходы выросли69
Рис. 35. «Какое влияние оказывает на Вас ребенок при покупке ДЕТСКИХ товаров?», август 2016 г., % от респондентов с детьми70
Рис. 36. «Отметьте, пожалуйста, как часто Вы ходите за покупками ДЕТСКИХ товаров вместе с ребенком?», 2016 г., % от респондентов с детьми71
Рис. 37. «Укажите, причины, по которым Вы совершаете покупки ДЕТСКИХ товаров без ребенка?», 2016 г., % от респондентов с детьми, кто крайне редко совершает покупки детских товаров вместе с детьми71
Рис. 38. Объем продаж детских товаров через супермаркеты и гипермаркеты, 2016 г., млрд руб.72
Рис. 39. Структура российского рынка детских товаров по каналам продаж, 2016 г., % от объема рынка детских товаров, млрд руб.74
Рис. 40. Динамика объема продаж детских товаров в 2012 – 2016 гг., млрд руб., %75
Рис. 41. Средние темпы прироста объема продаж сетевых детских ритейлеров, 2012 – 2015 гг., % (в реальном выражении)77
Рис. 42. Средние темпы прироста розничных цен на детские товары, июль 2012 г. – июль 2015 г., %77
Рис. 43. Структура розничных продаж детских товаров в 2016 г., %78
Рис. 44. Объем продаж некоторых детских товаров в России, 2016 г., млрд руб.78
Рис. 45. Структура розничных продаж детских товаров, 2016 г., %79
Рис. 46. Распределение респондентов в зависимости от их пола, % от общего количества опрошенных82
Рис. 47. Распределение респондентов в зависимости от их возраста, % от общего количества опрошенных82
Рис. 48. Распределение респондентов в зависимости от уровня их среднемесячного дохода, 2016 г., % от опрошенных83
Рис. 49. Распределение респондентов в зависимости от их семейного положения, 2016 г., % от общего количества опрошенных83
Рис. 50. Распределение респондентов в зависимости от их состава семьи, 2016 г., % от опрошенных84
Развернуть
Таблицы
Табл. 1. Распределение домашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 (18) лет, по степени удовлетворенности своим финансовым положением, 2014 г., %34
Табл. 2 Целевые индикаторы и показатели «Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года»38
Табл. 3 Прогноз российского производства и импорта по товарным группам индустрии детских товаров в 2012-2020 гг. в общем объеме рынка детских товаров в Российской Федерации, %39
Табл. 4 План мероприятий на 2016-2020 года по реализации Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года.42
Табл. 5. Число россиян, совершавших покупки при помощи смартфонов, 2014-2015 гг., тыс. чел. (18-54 лет)57
Табл. 6. Число россиян, совершавших покупки при помощи планшетов, 2014-2015 гг., тыс. чел. (18-54 лет)58
Табл. 7. Динамика доли мобильной коммерции в обороте e-commerce, а также в обороте розничной торговли Великобритании, 2012 – 2019 гг., %58
Табл. 8. Динамика доли мобильной коммерции в обороте e-commerce, а также в обороте розничной торговли США, 2012 – 2019 гг., %59
Табл. 9. Динамика количества подписчиков сообществ и групп некоторых детских ритейлеров в сети «ВКонтакте» (17 февраля 2016 г. – 17 сентября 2016 г.)61
Табл. 10. ««Стали ли Вы обращать больше внимания на акции и спецпредложения при покупке детских товаров?», август 2016 г., % от опрошенных покупателей детских товаров соответствующего ВОЗРАСТА65
Табл. 11. «Стали ли Вы обращать больше внимания на акции и спецпредложения при покупке детских товаров?», август 2016 г., % от опрошенных покупателей детских товаров, проживающих в соответствующих географических зонах65
Табл. 12. ««Стали ли Вы обращать больше внимания на акции и спецпредложения при покупке детских товаров?», август 2016 г., % от опрошенных покупателей детских товаров с соответствующим личным среднемесячным доходом66
Табл. 13. «Какое влияние оказывает на Вас ребенок при покупке ДЕТСКИХ товаров?», август 2016 г., % от респондентов в зависимости от возраста ребенка70
Табл. 14. Динамика розничных цены на некоторые детские товары, июль 2013 г. – июль 2016 г., руб.75
Табл. 15. Структура выборки по региону проживания, % от общего количества опрошенных81
Табл. 16. Распределение респондентов в зависимости от их пола, % от опрошенных, проживающих в соответствующей географической зоне82
Табл. 17. Распределение респондентов в зависимости от их возраста, % от опрошенных, проживающих в соответствующей географической зоне82
Табл. 18. Распределение респондентов в зависимости от уровня их среднемесячного дохода и региона проживания, 2016 г., % от общего количества опрошенных в географической зоне83
Табл. 19. Распределение респондентов в зависимости от их семейного положения, 2016 г., % от опрошенных, проживающих в соответствующей географической зоне84
Табл. 20. Распределение респондентов в зависимости от их состава семьи, 2016 г., % от респондентов, проживающих в соответствующей географической зоне84
Развернуть
Материалы по теме
Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Статья, 17 января 2020 INFOLine На конец 2019 года совокупная площадь распределительных центров TOP-100 крупнейших сетей превысит 8 млн кв.м. До 40% всех площадей РЦ приходится на X5 Retail Group (торговые сети Перекресток, Карусель, Пятерочка) и Магнит.

По данным исследования "Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2019-2020 гг.", подготовленного специалистами INFOLine, в сентябре 2019 года завершилось слияние компаний "Красное&Белое", "Дикси" и "Бристоль", в результате которого объединенная компания вышла на третье место среди крупнейших сетей. После завершения сделки по объединению розничных активов в новой компании чуть более 51% принадлежит владельцам "Дикси" и "Бристоля" – структурам Игоря Кесаева и Сергея Кациева, 49% – основателю сети "Красное&Белое" Сергею Студенникову. Бренды всех сетей будут сохранены. Отметим, что разрыв между объединенной компанией и лидерами рынка по-прежнему останется значительным. Так, в I пол. 2019 года выручка X5 Retail Group составила 839,7 млрд руб., компании "Магнит" – 643 млрд руб., а суммарная выручка объединенной компании по оценке INFOLine – около 375 млрд руб.

Показать еще