Структура активов страховых компаний в 2014 году оставалась стабильной, говорится в исследовании «Качество активов страховых компаний: творческий подход», подготовленном рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»). Совокупные активы страховых компаний увеличились на 16,9% за 2014 год и составили 1,5 трлн. рублей. Совокупная доля всех «фиктивных» активов на 31.12.2014 составила 15%. По прогнозам агентства, доля таких активов в ближайшее время будет снижаться, что будет происходить как за счет замены «фиктивных» активов реальными, так и, преимущественно, за счет отзыва лицензий у страховщиков, которые не смогут произвести такую замену.
Согласно исследованию, совокупные активы страховых компаний увеличились на 16,9% за 2014 год и составили 1,5 трлн. рублей. «Наибольшую долю в активах на 31.12.2014 занимают денежные средства и депозиты (29,2%), ценные бумаги (27,4%), дебиторская задолженность (18,7%) и доля перестраховщиков в страховых резервах (10,5%), - комментирует Алексей Янин, директор по страховым рейтингам RAEX («Эксперт РА»). - При этом в структуре активов за 2014 год существенных изменений не произошло: максимальное изменение доли среди всех типов активов из-за сокращением объема векселей на 73% составило 3,1 п.п». Эксперт также отмечает, что из всех типов ценных бумаг в 2014 году страховщики предпочитали инвестировать свои средства в корпоративные облигации (+31,6%), в то время как объем государственных и муниципальных облигаций, а также обыкновенных и привилегированных акций, увеличился только на 9,7%.
RAEX («Эксперт РА») отмечает, что в 2014 году увеличилось использование страховщиками нетипичных для страховых компаний активов, таких как ипотечные сертификаты участия (ИСУ), паи ПИФов и недвижимость. При этом до 2014 года ипотечные сертификаты участия страховщиками не использовались совсем, совокупная стоимость паев ПИФов увеличилась на 70% на 31.12.2014 по сравнению с 31.12.2013, совокупная стоимость недвижимости – на 11,5%. Объекты, входящие в состав этих типов вложений, бывают неликвидными, а их стоимость во многих случаях значительно завышена. По данным агентства, страховщики пользуются сложностью проверки содержимого этих типов вложений и таким образом «раздувают» баланс.
На 31.12.2014 доля «фиктивных» ценных бумаг в стоимостном выражении составила 39% от совокупной стоимости ценных бумаг, на 31.12.2013 - 46%. При этом, по оценке RAEX («Эксперт РА»), доля «фиктивных» ценных бумаг без учета страховых компаний, входящих в топ-20 по величине совокупных активов, составила 82% на 31.12.2014. Совокупная доля всех «фиктивных» активов на 31.12.2014 составила 15% от всех активов, снизившись на 5 п.п. за год. По прогнозам агентства, снижение доли «фиктивных» активов продолжится и в этом году. Первоочередное внимание ЦБ РФ направлено на качество активов страховых компаний, и в случае неспособности страховщика заменить «фиктивные» активы реальными к нему будут применяться лицензионные санкции.
— Каким был 2022 год для вашей компании? Как повлияли начало СВО и частичная мобилизация на ваш бизнес?
По данным "Анализа рынка грузовых авиаперевозок в России", подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г масса грузов, перевезенных воздушным транспортом в стране, снизилась на 60%: с 1,5 до 0,6 млн т. На международные перевозки до 2022 г приходилось около 70-75% всех грузоперевозок отечественных авиакомпаний. В 2022 г значительная часть зарубежных рынков стала недоступна для российских перевозчиков из-за сокращения или разрыва торговых отношений с рядом стран, а также риска ареста самолетов за рубежом. Часть авиапарка отечественных перевозчиков укомплектована зарубежными лайнерами, и в условиях санкций их эксплуатация и обслуживание существенно усложнились. Прямые поставки новых лайнеров или запчастей для них невозможны, а налаживание поставок за счет параллельного импорта требует времени и неизбежно увеличивает издержки.
Интернет-торговля товарами для красоты и здоровья в России растет быстрее рынка e-commerce в целом. Так, если весь рынок интернет-торговли в прошлом году увеличился почти на 38%, то объем онлайн-продаж в категории товаров для красоты и здоровья (без учета аптечной продукции) в 2022 году вырос на рекордные 47%. Наибольший объем продаж при этом приходился на Москву и МО, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Ростовскую область.