50 000 ₽
Анализ рынка обоев в России
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
50 000 ₽
Демоверсия
DISCOVERY Research Group

Анализ рынка обоев в России

Дата выпуска: 14 августа 2018
Количество страниц: 160
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 57613
50 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Таблицы Выпуски
Описание

Цель исследования:

Текущее состояние и перспективы развития рынка обоев в России.

Задачи исследования:

1. Классификация и основные характеристики обоев.

2. Мировой рынок обоев.

3. Объем, темпы роста и динамика развития рынка обоев в России.

4. Объем и темпы роста производства обоев в России.

5. Объем импорта обоев в Россию и экспорта обоев из России.

6. Рыночные доли брендов на рынке обоев в России.

7. Конкурентная ситуация на рынке обоев в России.

8. Тенденции и перспективы развития рынка обоев в России в ближайшие несколько лет.

9. Особенности образования цен на рынке обоев.

10. Прогноз развития рынка обоев в России.

11. Факторы, определяющие текущее состояние и развитие рынка обоев в России.

12. Факторы, препятствующие росту рынка обоев в России.

13. Финансово-хозяйственная деятельность участников рынка обоев в России.

Объект исследования

Рынок обоев в России. 

Метод сбора и анализа данных

Основным методом сбора данных является мониторинг документов.

В качестве основных методов анализа данных выступают так называемые (1) Традиционный (качественный) контент-анализ интервью и документов и (2) Квантитативный (количественный) анализ с применением пакетов программ, к которым имеет доступ наше агентство.

Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке обоев и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.

Информационная база исследований

1. Базы данных Федеральной Таможенной службы РФ, ФСГС РФ (Росстат).

2. Материалы DataMonitor, EuroMonitor, Eurostat.

3. Печатные и электронные деловые и специализированные издания, аналитические обзоры.

4. Ресурсы сети Интернет в России и мире.

5. Экспертные опросы.

6. Материалы участников отечественного и мирового рынков.

7. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.

8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.

9. Результаты ценовых мониторингов.

10. Материалы и базы данных статистики ООН (United Nations Statistics Division: Commodity Trade Statistics, Industrial Commodity Statistics, Food and Agriculture Organization и др.).

11. Материалы Международного Валютного Фонда (International Monetary Fund).

12. Материалы Всемирного банка (World Bank).

13. Материалы ВТО (World Trade Organization).

14. Материалы Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development).

15. Материалы International Trade Centre.

16. Материалы Index Mundi.

17. Результаты исследований DISCOVERY Research Group.

Объем и структура выборки

Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.

К отчету прилагается обработанная и пригодная к дальнейшему использованию база данных с подробной информацией об импорте в Россию и экспорте из России обоев. База включает в себя большое число различных показателей:

1. Категория продукта

2. Группа продукта

3. Производитель

4. Год импорта/экспорта

5. Месяц импорта/экспорта

6. Компании получатели и отправители товара

7. Страны получатели, отправители и производители товара

8. Объем импорта и экспорта в натуральном выражении

9. Объем импорта и экспорта в стоимостном выражении

 Содержащиеся в базе данных сведения позволят Вам самостоятельно выполнить любые требующиеся запросы, которые не включены в отчет.

Резюме:

Агентство маркетинговых исследований DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка обоев в России.

Согласно расчетам аналитиков DISCOVERY Research Group, объем рынка обоев в России в 2017 г. составил 190 142 тн., что эквивалентно $588 484 тыс. Темп прироста объема рынка составил -0,9% от натурального объема рынка и 13% от стоимостного. Наибольшую долю рынка обоев в России в 2017 г. в натуральном выражении занимало ПАЛИТРА. Также крупными брендами на рынке являются САРАТОВСКИЕ ОБОИ и украинский бренд СЛАВЯНСКИЕ ОБОИ.

Уменьшение объемов импорта в 2015 г. по отношению к предыдущему на 29% связано с политической обстановкой. Основная доля импорта до 2015 г. приходилась на поставки из Украины. После обострившихся отношений с Россией, ввоз продукции был ограничен.

В структуре рынка обоев в России по федеральным округам в 2017 году лидируют Центральный ФО с долей 31,3%, что соответствует объему 59 453 тн., а также Приволжский ФО и Северо-Западный ФО.

В структуре рынка обоев в России по субъектам федерации основную долю заняли Московская область – 10,2%, г. Москва, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург и Тюменская область.

Основным рынком реализации обоев в России является рынок Москвы и Московской области. Рынок обоев Москвы и МО в 2017 году составил 33 121 тн., что эквивалентно $102 508 тыс. Наиболее популярным видом обоев в Москве и Московской области являлись виниловые обои. Доля категории в 2017 г. составляла 83% натурального объема рынка. При этом виниловые обои на флизелиновой основе намного популярнее других видов.

Согласно расчетам аналитиков DISCOVERY Research Group, объем производства обоев в России в 2017 г. составил 132 528 тыс. усл. кус. или 397 584 тыс. м2. В тоннах данный показатель составлял 140 636 тн. В 2016 г. объем производства обоев равнялся 135 430 тыс. усл. кус. Темп прироста в 2017 г. составлял -2,1%.

Наибольшую долю в производстве в 2017 г. занимала категория «ВИНИЛОВЫЕ». Ее доля составляла 75% натурального объема производства. Доля бумажных обоев составляла 24,6%. Наибольшей популярностью пользуются виниловые обои на флизелиновой основе.

Наибольший объем обоев в России в 2017 г. производился в Московской области. На втором месте – Саратовская область. Основными производителями обоев в России в 2017 г. являлись КОФ «Палитра», ОАО «Саратовские обои» и ООО «Маякпринт», входящий в группу «Маяк».

Объем импорта обоев в Россию в 2017 г. составил 66 022,1 тн. Темп прироста был равен 7,7%. В 2016 г. объем импорта составил 61 322,1 тн. Категория обоев «ВИНИЛОВЫЕ» занимала наибольшую долю 82% в 2017г. от натурального объема. Самыми популярными виниловыми обоями являлись на флизелиновой основе.

Крупнейшим импортером обоев в Россию в 2017 г. являлся СЛАВЯНСКИЕ ОБОИ. Доля бренда составила 31,6% натурального объема. Крупнейшим импортером обоев в Россию в 2017 г. являлась УКРАИНА. Также популярны в России обои из Беларуссии.

Объем экспорта обоев из России в 2017 г. составил 16 516,5 тн. Темп прироста был равен 15,4%. В 2016 г. объем экспорта составил 14 312 тн. Категория обоев «ВИНИЛОВЫЕ» занимала наибольшую долю 83% в 2017г. от натурального объема. Самыми популярными виниловыми обоями в объеме экспорта являлись обои на флизелиновой основе. Наибольший объем экспорта обоев осуществлялся в КАЗАХСТАН. Доля страны составила 43,6% натурального объема экспорта.

Рынок обоев в России находится в постоянном росте. Это происходит из-за того, что с увеличением благосостояния российских граждан увеличивается спрос на жилье.

Российские обои значительно дешевле импортных. Среди европейских обоев самыми дорогими по праву считаются английские и французские. Помимо страны производителя на цену влияет еще и имя фабрики, или бренд.

Темпы развития рынка обоев будут во многом зависеть от динамики развития рынка жилого строительства. В 2020 г. прогнозируется прирост рынка 3,2% и увеличение объемов рынка до 212 168 тн.

Развернуть
Содержание

Подробное оглавление/содержание отчета:

Содержание

6

Список таблиц и диаграмм

10

Таблицы:

10

Диаграммы:

12

Резюме

15

Глава 1. Методология исследования

17

     §1.1. Объект исследования

17

     §1.2. Цель исследования

17

     §1.3. Задачи исследования

17

     §1.4. Метод сбора и анализа данных

17

     §1.5. Источники получения информации

18

     §1.6. Объем и структура выборки

18

Глава 2. Классификация и основные характеристики обоев

20

Глава 3. Мировой рынок обоев

28

Глава 4. Объем и темпы роста рынка обоев в России

32

     §4.1. Объем и темпы роста рынка

32

     §4.2. Объем и темпы роста рынка бумажных обоев

34

     §4.3. Объем и темпы роста рынка виниловых обоев

36

     §4.4. Объем и темпы роста рынка текстильных обоев

38

     §4.5. Объем и темпы роста рынка по брендам

40

     §4.6. Структура рынка по федеральным округам

56

     §4.7. Структура рынка по федеральным округам и субъектам РФ

59

     §4.8. Рынок Москвы и МО

69

     §4.9. Структура рынка Москвы и МО по категориям

73

Глава 5. Производство обоев в России

77

     §5.1. Объем и темпы прироста производства обоев в России

77

     §5.2. Структура производства обоев по субъектам федерации

82

     §5.3. Структура производства обоев по производителям

85

     §5.4. Структура производства бумажных обоев по производителям и субъектам РФ

88

     §5.5. Структура производства виниловых обоев по производителям и субъектам РФ

92

     §5.6. Структура производства текстильных и обоев по производителям и субъектам РФ

97

Глава 6. Импорт обоев в Россию и экспорт обоев из России

98

     §6.1. Объем и темпы роста импорта

98

          6.1. Импорт по странам происхождения

105

          6.2. Импорт по брендам

111

     §6.2. Объем и темпы роста экспорта

123

          6.1. Экспорт по странам назначения

130

          6.2. Экспорт по брендам

138

Глава 7. Основные события, тенденции и перспективы развития рынка обоев в России

145

     §7.1. Расширение производств и строительство новых заводов

147

     §7.2. Уровень цен на обои

147

Глава 8. Прогноз развития рынка обоев в России до 2020 г.

150

Глава 9. Финансово-хозяйственная деятельность и планы развития ключевых игроков рынка обоев в России

152

     §9.1. ООО КОФ Палитра

152

     §9.2. ОАО САРАТОВСКИЕ ОБОИ

154

     §9.3. ООО Маякпринт

155

     §9.4. МИР

158

Перечень приложений к отчету; количество и названия таблиц, диаграмм, графиков:

Отчет содержит 54 таблицы и 61 диаграмму.

Развернуть
Таблицы

Таблицы:

Таблица 1. Объем импорта, экспорта, производства и рынка обоев в России, тн.

Таблица 2. Объем импорта, экспорта, производства и рынка обоев в России, тыс. $.

Таблица 3. Объем импорта, экспорта, производства и рынка бумажных обоев в России, тн.

Таблица 4. Объем импорта, экспорта, производства и рынка бумажных обоев в России, тыс. $.

Таблица 5. Объем импорта, экспорта, производства и рынка виниловых обоев в России, тн.

Таблица 6. Объем импорта, экспорта, производства и рынка виниловых обоев в России, тыс. $.

Таблица 7. Объем импорта, экспорта, производства и рынка текстильных обоев в России, тн.

Таблица 8. Объем импорта, экспорта, производства и рынка текстильных обоев в России, тыс. $.

Таблица 9. Объем импорта, экспорта, производства и рынка обоев в России по брендам, тн.

Таблица 10. Объем импорта, экспорта, производства и рынка обоев в России по брендам, тн.

Таблица 11. Объем импорта, экспорта, производства и рынка обоев в России по брендам, тыс. $.

Таблица 12. Объем импорта, экспорта, производства и рынка обоев в России по брендам, тыс. $.

Таблица 13. Структура рынка обоев в России по федеральным округам, тн.

Таблица 14. Структура рынка обоев в России по федеральным округам, тыс. $.

Таблица 15. Структура рынка обоев в России по федеральным округам и субъектам РФ, тн.

Таблица 16. Структура рынка обоев в России по федеральным округам и субъектам РФ, тыс. $.

Таблица 17. Объем импорта, экспорта, производства и рынка обоев в Москве и Московской области, тн.

Таблица 18. Объем импорта, экспорта, производства и рынка обоев в Москве и Московской области, тыс. $.

Таблица 19. Объем рынка обоев в Москве и Московской области, тн.

Таблица 20. Объем обоев в Москве и Московской области, тыс. $.

Таблица 21. Объем рынка виниловых обоев по сегментам в Москве и Московской области, тн.

Таблица 22. Объем рынка виниловых обоев по сегментам в Москве и Московской области, тыс. $.

Таблица 23. Объем производства обоев в России, тыс. усл. кус.

Таблица 24. Объем производства обоев в России, тыс. м2.

Таблица 25. Объем производства обоев в России по категориям, тн.

Таблица 26. Объем производства обоев по категориям в России, тыс. $.

Таблица 27. Объем производства обоев в России по субъектам федерации, тн.

Таблица 28. Объем производства обоев в России по субъектам федерации, тыс. $.

Таблица 29. Объем производства обоев в России по производителям, тн.

Таблица 30. Объем производства обоев в России по производителям, тыс. $.

Таблица 31. Объем производства бумажных обоев в России по производителям и субъектам РФ, тыс. усл. кус.

Таблица 32. Объем производства бумажных обоев в России по производителям и субъектам РФ, тн.

Таблица 33. Объем производства бумажных обоев в России по производителям и субъектам РФ, тыс. $.

Таблица 34. Объем производства виниловых обоев в России по производителям и субъектам РФ, тыс. усл. кус.

Таблица 35. Объем производства виниловых обоев в России по производителям и субъектам РФ, тн.

Таблица 36. Объем производства виниловых обоев в России по производителям и субъектам РФ, тыс. $.

Таблица 37. Объем импорта обоев по категориям в Россию, тн.

Таблица 38. Объем импорта обоев по категориям в Россию, тыс. $.

Таблица 39. Объем импорта обоев в Россию по странам происхождения, тн.

Таблица 40. Объем импорта обоев в Россию по странам происхождения, тыс. $.

Таблица 41. Объем импорта обоев в Россию по брендам, тн.

Таблица 42. Объем импорта обоев в Россию по брендам, тыс. $.

Таблица 43. Объем экспорта обоев по категориям из России, тн.

Таблица 44. Объем экспорта обоев по категориям из России, тыс. $.

Таблица 45. Объем экспорта обоев из России по странам назначения, тн.

Таблица 46. Объем экспорта обоев из России по странам назначения, тыс. $.

Таблица 47. Объем экспорта обоев из России по брендам, тн.

Таблица 48. Объем экспорта обоев из России по брендам, тыс. $.

Таблица 49. Прогноз объёма рынка обоев в России, тн.

Таблица 50. Прогноз объёма рынка обоев в России, тыс. $.

Таблица 51. Финансовые показатели ООО КОФ Палитра, тыс. руб.

Таблица 52. Финансовые показатели ОАО Саратовские обои, тыс. руб.

Таблица 53. Финансовые показатели ООО Маякпринт, тыс. руб.

Таблица 54. Финансовые показатели АО Авагард, тыс. руб.

Диаграммы:

Диаграмма 1. Темпы прироста объемов производства, импорта и экспорта рынка обоев в России в натуральном выражении, %.

Диаграмма 2. Темпы прироста объемов производства, импорта и экспорта рынка обоев в России в стоимостном выражении, %.

Диаграмма 3. Темпы прироста объемов производства, импорта и экспорта рынка бумажных обоев в России в натуральном выражении, %.

Диаграмма 4. Темпы прироста объемов производства, импорта и экспорта рынка бумажных обоев в России в стоимостном выражении, %.

Диаграмма 5. Темпы прироста объемов производства, импорта и экспорта рынка виниловых обоев в России в натуральном выражении, %.

Диаграмма 6. Темпы прироста объемов производства, импорта и экспорта рынка виниловых обоев в России в стоимостном выражении, %.

Диаграмма 7. Темпы прироста объемов производства, импорта рынка текстильных обоев в России в натуральном выражении, %.

Диаграмма 8. Темпы прироста объемов производства, импорта рынка текстильных обоев в России в стоимостном выражении, %.

Диаграмма 9. Доли брендов в объеме рынка обоев в России, % от натурального объема рынка.

Диаграмма 10. Доли брендов в объеме рынка обоев в России, % от стоимостного объема рынка.

Диаграмма 11. Структура рынка обоев в России по федеральным округам, % от натурального объема

Диаграмма 12. Структура рынка обоев в России по федеральным округам, % от стоимостного объема

Диаграмма 13. Структура рынка обоев в России по субъектам федерации, % от натурального объема

Диаграмма 14. Структура рынка обоев в России по субъектам федерации, % от стоимостного объема

Диаграмма 15. Доли субъектов РФ в объеме рынка обоев в Москве и Московской области, % от натурального объема рынка.

Диаграмма 16. Доли субъектов РФ в объеме рынка обоев в Москве и Московской области, % от стоимостного объема рынка.

Диаграмма 17. Объем и темп прироста рынка обоев в Москве и Московской области, тн.

Диаграмма 18. Объем и темп прироста рынка обоев в Москве и Московской области, тыс. $.

Диаграмма 19. Доли категорий в объеме рынка обоев в Москве и Московской области, % от стоимостного объема рынка.

Диаграмма 20. Доли категорий в объеме рынка обоев в Москве и Московской области, % от стоимостного объема рынка.

Диаграмма 21. Структура объема рынка виниловых обоев в Москве и Московской области, тн.

Диаграмма 22. Доли категорий в объеме производства обоев в России, % от натурального объема.

Диаграмма 23. Объем и темп прироста производства обоев в России, тн.

Диаграмма 24. Структура объема производства виниловых обоев в России, тн.

Диаграмма 25. Доли категорий в объеме производства обоев в России, % от натурального объема.

Диаграмма 26. Объем и темп прироста производства обоев в России, тыс. $.

Диаграмма 27. Структура объема производства виниловых обоев в России, тыс.$.

Диаграмма 28. Доли субъектов федерации в объеме производства обоев в России, % от натурального объема.

Диаграмма 29. Доли субъектов федерации в объеме производства обоев в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 30. Доли производителей в объеме производства обоев в России, % от натурального объема.

Диаграмма 31. Доли производителей в объеме производства обоев в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 32. Доли производителей в объеме производства бумажных обоев в России, % от натурального объема.

Диаграмма 33. Доли субъектов РФ в объеме производства бумажных обоев в России, % от натурального объема.

Диаграмма 34. Доли производителей в объеме производства бумажных обоев в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 35. Доли субъектов РФ в объеме производства бумажных обоев в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 36. Доли производителей в объеме производства виниловых обоев в России, % от натурального объема.

Диаграмма 37. Доли субъектов РФ в объеме производства виниловых обоев в России, % от натурального объема.

Диаграмма 38. Доли производителей в объеме производства виниловых обоев в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 39. Доли субъектов РФ в объеме производства виниловых обоев в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 40. Доли категорий в объеме импорта обоев в России, % от натурального объема.

Диаграмма 41. Доли категорий в объеме импорта обоев в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 42. Объем и темп прироста импорта обоев в Россию, тн.

Диаграмма 43. Объем и темп прироста импорта обоев в Россию, тыс. $.

Диаграмма 44. Структура объема импорта виниловых обоев в Россию, тн.

Диаграмма 45. Структура объема импорта виниловых обоев в Россию, тыс. $.

Диаграмма 46. Доли стран в объеме импорта обоев в Россию, % от натурального объема.

Диаграмма 47. Доли стран в объеме импорта обоев в Россию, % от стоимостного объема.

Диаграмма 48. Доли брендов в объеме импорта обоев в Россию, % от натурального объема.

Диаграмма 49. Доли брендов в объеме импорта обоев в Россию, % от стоимостного объема.

Диаграмма 50. Доли категорий в объеме экспорта обоев в России, % от натурального объема.

Диаграмма 51. Доли категорий в объеме экспорта обоев в России, % от натурального объема.

Диаграмма 52. Объем и темп прироста экспорта обоев из России, тн.

Диаграмма 53. Объем и темп прироста экспорта обоев из России, тыс. $.

Диаграмма 54. Структура объема импорта виниловых обоев в Россию, тн.

Диаграмма 55. Структура объема импорта виниловых обоев в Россию, тыс. $.

Диаграмма 56. Доли стран в объеме экспорта обоев из России, % от натурального объема.

Диаграмма 57. Доли стран в объеме экспорта обоев из России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 58. Доли брендов в объеме экспорта обоев из России, % от натурального объема.

Диаграмма 59. Доли брендов в объеме экспорта обоев из России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 60. Прогноз объема и темпов прироста рынка обоев в России, тн.

Диаграмма 61. Прогноз объема и темпов прироста рынка обоев в России, тыс. $.

Развернуть
Выпуски
В этой вкладке вы можете посмотреть и приобрести все предыдущие выпуски данного исследования
Развернуть
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще