Российский фондовый рынок находится в уникальной ситуации. За два прошедших года на нем возникла новая ниша – средства розничных инвесторов. Эти деньги уже стали влиять на финансирование корпораций практически любого размера, в среднем формируя почти 40% при первичном размещении облигаций. Для эмитентов МСБ розничные инвесторы стали фактически единственным источником ликвидности. Причем потенциал притока розничных средств на биржу не исчерпан. Он поддерживается низкими ставками, а также удобством и простотой торговли через приложения банков и брокеров. Реформа рынка, инициированная Банком России ради защиты неквалифицированных инвесторов, должна помочь здоровому развитию рынка ценных бумаг. Однако важно соблюсти баланс ограничительных мер и учесть сложившиеся практики взаимодействия инвесторов и эмитентов, чтобы не задушить наиболее динамично растущий сегмент малых и средних эмитентов, а также не вытеснить «физиков» в рисковые и нерегулируемые каналы вложения средств. Усилия регулятора, участников рынка и инфраструктурных компаний, направленные на повышение финансовой грамотности россиян, формирование требований к прозрачности эмитентов, а также этичное продвижение финансовых продуктов, позволят сформировать на базе инвесторов новой волны долгосрочный финансовый ресурс для экономики страны.
― Как Вы можете охарактеризовать итоги 2023 года для рынка кейтеринга? Насколько ситуация изменилась по сравнению с 2022 годом?
По данным «Анализа рынка пылесосов в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г их продажи в стране выросли на 13%: с 8,2 до 9,3 млн шт. Необходимость замены и покупки новой техники, отложенные в предыдущем году, рост доходов и потребительской активности выступили основными факторами.