По оценкам BusinesStat, в 2015-2019 гг стоимостный объем пригородных автобусных перевозок в России вырос на 14,6% и достиг 106,9 млрд руб. Рост оборота рынка стал возможен благодаря увеличению тарифов на проезд на 18,7% за период.
В целом для рынка характерен общий тренд роста стоимости поездки. Такая ситуация связана прежде всего с ростом цен на топливо, высокой степенью изношенности транспортных средств, задействованных в предоставлении услуг, необходимостью их ремонта и обновления парка. Кроме того, влияние на рост цен на автобусные перевозки оказывает необходимость соблюдения норм безопасности, в частности, установки систем ГЛОНАСС, что увеличивает издержки транспортных предприятий и, соответственно, стоимость билета для пассажиров. Однако при этом рост цен на автобусные перевозки сдерживается сокращением реальных доходов населения, что отрицательно сказывается на рентабельности деятельности перевозчиков – рост цен на услуги отстает от роста издержек транспортных предприятий. Во многих регионах рост тарифов на пассажирские перевозки не сопоставим даже с уровнем инфляции.
Снижение числа поездок в пригородных автобусах в 2020 г на фоне введения режима самоизоляции в стране негативно отразится на обороте рынка – показатель снизится на 7,7% к предыдущему году. В 2021-2024 гг стоимостный оборот рынка пригородных автобусных перевозок будет расти, чему будет способствовать прежде всего увеличение тарифов на перевозки. Резкое увеличение показателя ожидается в 2021 г – сразу на 22,0% к уровню 2020 г, что будет обусловлено восстановлением рынка до привычного уровня.
«Анализ рынка пригородных автобусных перевозок в России в 2015-2019 гг, оценка влияния коронавируса и прогноз на 2020-2024 гг» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив развития рынка. В обзоре приведена статистика транспортных средств, учреждений и персонала, пассажиров, указаны цены услуг, стоимостный объем рынка, пассажирооборот, финансовые и инвестиционные показатели отрасли, профили предприятий отрасли.
В обзоре приведены рейтинги по 100 предприятиям отрасли «Деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам». Рейтинги построены по отдельным юридическим лицам. Дополнительно приведены подробные профили пяти ведущих предприятий отрасли. В рейтингах и профилях учтены юридические лица, информация по которым содержится в базах Федеральной службы государственной статистики.
В обзоре информация детализирована по регионам страны.
Источниками информации для обзора являются профильные госорганы и научно-исследовательские организации:
МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ОБЗОРОВ РЫНКОВ В РОССИИ
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Базовые параметры российской экономики
Итоги вступления России в Таможенный союз
Итоги вступления России в ВТО
Перспективы российской экономики
ИНФРАСТРУКТУРА ОТРАСЛИ
Предприятия
Автобусы
Дороги
Персонал
РЕЙТИНГ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
ПАССАЖИРЫ И ПОЕЗДКИ
Численность пассажиров
Численность поездок
Средний уровень пользования
Средние затраты
ПАССАЖИРООБОРОТ
ОБОРОТ РЫНКА
ЦЕНА ПОЕЗДКИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ
Инвестиционная привлекательность отрасли
ПРОФИЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ
ГУП «Башавтотранс» РБ
МП «НижегородПассажирАвтоТранс»
МП г. Омска «Пассажирское предприятие № 8»
ООО «Петербургская транспортная компания»
МП «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие №3»
Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП, РФ, 2015-2024 гг (трлн руб, %)
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал, РФ, 2015-2024 гг (трлн руб, %)
Таблица 3. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, РФ, 2015-2024 гг (трлнруб, %)
Таблица 4. Средний годовой курс доллара к рублю, РФ, 2015-2024 гг (руб за долл, %)
Таблица 5. Индекс потребительских цен (инфляция), индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги, РФ, 2015-2024 гг (%)
Таблица 6. Индекс потребительских цен (инфляция) и индекс цен на продовольственные товары, РФ, 2015-2024 гг (% к предыдущему году)
Таблица 7. Численность постоянного населения РФ, 2015-2024 гг (млн чел)
Таблица 8. Реально располагаемые доходы населения, РФ, 2015-2024 гг (%)
Таблица 9. Численность предприятий городского и пригородного автобусного транспорта, РФ, 2019 г
Таблица 10. Численность предприятий городского и пригородного автобусного транспорта по форме собственности, РФ, 2019 г
Таблица 11. Численность предприятий городского и пригородного автобусного транспорта по регионам РФ, 2019 г
Таблица 12. Численность автобусов общего пользования, РФ, 2015-2019 гг (тыс)
Таблица 13. Возрастная структура парка автобусов общего пользования, РФ, 2019 г (%)
Таблица 14. Численность автобусов общего пользования по регионам РФ, 2019 г (тыс)
Таблица 15. Обеспеченность автобусами общего пользования, РФ, 2015-2019 гг (на 100 тыс жителей)
Таблица 16. Обеспеченность автобусами общего пользования по регионам РФ, 2019 г (на 100 тыс жителей)
Таблица 17. Закупки новых автобусов по регионам РФ, 2019 г (тыс)
Таблица 18. Протяженность автомобильных дорог, РФ, 2015-2019 гг (тыс км)
Таблица 19. Протяженность автомобильных дорог по видам, РФ, 2015-2019 гг (тыс км)
Таблица 20. Протяженность автомобильных дорог по назначению, РФ, 2015-2019 гг (тыс км)
Таблица 21. Протяженность автомобильных дорог по регионам РФ, 2019 г (км)
Таблица 22. Протяженность автомобильных дорог общего пользования по регионам РФ, 2019 г (км)
Таблица 23. Протяженность автомобильных дорог необщего пользования по регионам РФ, 2019 г (км)
Таблица 24. Трудовые ресурсы предприятий пригородного автобусного транспорта, РФ, 2015-2019 гг (тыс чел)
Таблица 25. Трудовые ресурсы предприятий пригородного автобусного транспорта, по регионам РФ, 2015-2019 гг (чел)
Таблица 26. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника предприятий пригородного автобусного транспорта, РФ, 2015-2019 гг (млрд руб, тыс руб в год)
Таблица 27. Средняя заработная плата сотрудника предприятий пригородного автобусного транспорта, по регионам РФ, 2015-2019 гг (тыс руб в год)
Таблица 28. Рейтинг предприятий отрасли по выручке (нетто) от продаж, РФ, 2018 г (млн руб)
Таблица 29. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж, РФ, 2018 г (млн руб)
Таблица 30. Рейтинг предприятий отрасли по себестоимости товаров, работ, услуг, РФ, 2018 г (млн руб)
Таблица 31. Рейтинг предприятий отрасли по основным средствам, РФ, 2018 г (млн руб)
Таблица 32. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж, РФ, 2018 г (%)
Таблица 33. Численность пассажиров пригородных автобусов, РФ, 2015-2019 гг (млн чел)
Таблица 34. Прогноз численности пассажиров пригородных автобусов, РФ, 2020-2024 гг (млн чел)
Таблица 35. Численность поездок на пригородных автобусах, РФ, 2015-2019 гг (млрд)
Таблица 36. Прогноз численности поездок на пригородных автобусах, РФ, 2020-2024 гг (млрд)
Таблица 37. Средний уровень пользования пригородными автобусами, РФ, 2015-2019 гг (поездок на пассажира в год)
Таблица 38. Прогноз среднего уровня пользования пригородными автобусами, РФ, 2020-2024 гг (поездок на пассажира в год)
Таблица 39. Средние годовые затраты пассажира на пригородные автобусы, РФ, 2015-2019 гг (руб в год)
Таблица 40. Прогноз средних годовых затрат пассажира на пригородные автобусы, РФ, 2020-2024 гг (руб в год)
Таблица 41. Пассажирооборот пригородных автобусов, РФ, 2015-2019 г (млрд пассажиро-км)
Таблица 42. Прогноз пассажирооборота пригородных автобусов, РФ, 2020-2024 г (млрд пассажиро-км)
Таблица 43. Стоимостный объем рынка пригородных автобусных перевозок, РФ, 2015-2019 гг (млрд руб)
Таблица 44. Прогноз стоимостного объема рынка пригородных автобусных перевозок, РФ, 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 45. Средняя цена поездки на пригородном автобусе, РФ, 2015-2019 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 46. Прогноз средней цены поездки на пригородном автобусе, РФ, 2020-2024 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 47. Средняя цена поездки на пригородном автобусе по регионам РФ, 2015-2019 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 48. Выручка (нетто) от продаж, РФ, 2015-2019 гг (млрд руб)
Таблица 49. Выручка (нетто) от продаж по регионам РФ, 2015-2019 гг (млн руб)
Таблица 50. Коммерческие и управленческие расходы, РФ, 2015-2019 гг (млрд руб)
Таблица 51. Коммерческие и управленческие расходы по регионам РФ, 2015-2019 гг (млн руб)
Таблица 52. Себестоимость, РФ, 2015-2019 гг (млрд руб)
Таблица 53. Себестоимость по регионам РФ, 2015-2019 гг (млн руб)
Таблица 54. Прибыль валовая от продаж, РФ, 2015-2019 гг (млрд руб)
Таблица 55. Прибыль валовая от продаж по регионам РФ, 2015-2019 гг (млн руб)
Таблица 56. Показатели инвестиционной привлекательности отрасли, РФ, 2015-2019 гг
Таблица 57. Структура инвестиций в отрасль, РФ, 2015-2019 гг (млн руб)
Основным драйвером рынка является переток потребителей из розницы в онлайн. Начало бурного роста данного канала произошло в условиях режима самоизоляции и закрытия физических магазинов в период начала пандемии COVID-19. Интернет оказался для россиян основным каналом покупки многих категорий товаров, что ускорило рост аудитории e-commerce. После окончания основных карантинных ограничений в 2021 году темпы прироста рынка только ускорились, поскольку покупатели оценили быстроту и удобство онлайн-заказов, в сравнении с покупками в офлайн формате.