По оценкам BusinesStat, в 2023 г объем рынка гостиничных услуг в России вырос на 3% до 202 млн ночевок. Среди средств размещения гостиничного типа (гостиницы, мотели, хостелы) чаще всего для ночевки постояльцы выбирают гостиницы – 62% рынка.
Стабильность рынка гостиниц поддерживается спросом на внутренний туризм. Тенденция сохраняется с конца 2020 г, когда из-за общемировых карантинных ограничений возросла популярность российских маршрутов отдыха. Господдержка отрасли, направленная на создание и обновление инфраструктуры средств размещения, способствует устойчивому развитию гостиничной индустрии.
«Анализ рынка гостиничных услуг в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре приводятся следующие детализации:
В обзоре отдельные показатели детализированы по регионам страны.
Остальные разделы обзора представлены без каких-либо детализаций.
В обзор не включены коллективные специализированные средства размещения: санаторно-курортные организации, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, базы отдыха, туристские базы.
Также к гостиничным учреждениям не относятся апартаменты, предоставляющие возможность длительного проживания, то есть долгосрочную аренду.
В обзоре представлены финансовые рейтинги крупнейших предприятий отрасли: Высотка, Гостиничный комплекс «Жемчужина», Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор», Красная поляна, Лотте Рус, Лучи солнца, Олимпплюс, Отельстрой, Прометей-Сити, Саммит, Семейный отдых, Талион, Траст-резерв, Тристар инвестмент холдингс, Туристские гостиничные комплексы «Измайлово», УК «Яхонты Отели.ру», Форси, Центр «Омега», Юг-Новый век, Юниверсити Плаза.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
ИНФРАСТРУКТУРА
Предприятия
Номерной фонд и количество мест
ПЕРСОНАЛ
РЕЙТИНГИ ГОСТИНИЦ
Рейтинги предприятий отрасли (юрлиц)
Профили 5 крупнейших предприятий отрасли
ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор»
АО «Лотте Рус»
ООО «Семейный отдых»
АО «Талион»
НАО «Центр «Омега»
РАЗМЕЩЕННЫЕ ЛИЦА
Численность размещенных лиц
Продолжительность пребывания
Затраты на проживание
ОБЪЕМ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
ОБОРОТ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
ЦЕНА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ
Таблица 1. Численность гостиниц и аналогичных средств размещения в России в 2019-2023 гг (тыс)
Таблица 2. Численность гостиниц и аналогичных средств размещения по видам в России в 2019-2023 гг (тыс)
Таблица 3. Численность гостиниц и аналогичных средств размещения в регионах России в 2019-2023 гг
Таблица 4. Численность гостиниц и аналогичных средств размещения по форме собственности в России в 2023 г
Таблица 5. Численность номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения в России в 2019-2023 гг (тыс)
Таблица 6. Численность номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения по видам в России в 2019-2023 гг (тыс)
Таблица 7. Численность мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения в России в 2019-2023 гг (тыс)
Таблица 8. Численность мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения по видам в России в 2019-2023 гг (тыс)
Таблица 9. Численность персонала отрасли в России в 2019-2023 гг (тыс чел)
Таблица 10. Численность персонала отрасли в регионах России в 2019-2023 гг (тыс чел)
Таблица 11. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника предприятий отрасли в России в 2019-2023 гг (млрд руб; тыс руб в год)
Таблица 12. Средняя заработная плата сотрудника предприятий отрасли в регионах России в 2019-2023 гг (тыс руб в год)
Таблица 13. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж в 2022 г (млн руб)
Таблица 14. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж в 2022 г (млн руб)
Таблица 15. Рейтинг предприятий отрасли по основным средствам в 2022 г (млн руб)
Таблица 16. Рейтинг предприятий отрасли по коммерческим расходам в 2022 г (млн руб)
Таблица 17. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж в 2022 г (%)
Таблица 18. Рейтинг гостиничных сетей по численности филиалов в 2023 г
Таблица 19. Численность размещенных лиц в гостиницах России в 2019-2023 гг (млн чел)
Таблица 20. Прогноз численности размещенных лиц в гостиницах России в 2024-2028 гг (млн чел)
Таблица 21. Численность размещенных лиц в гостиницах России по видам размещения в 2019-2023 гг (млн чел)
Таблица 22. Численность размещенных лиц в гостиницах России по целям поездки в 2019-2023 гг (млн чел)
Таблица 23. Численность размещенных лиц в гостиницах России по видам личных целей поездки в 2019-2023 гг (млн чел)
Таблица 24. Численность размещенных лиц в гостиницах России по типам туристов в 2019-2023 гг (млн чел)
Таблица 25. Средняя продолжительность пребывания в гостиницах России в 2019-2023 гг (сут)
Таблица 26. Прогноз средней продолжительности пребывания в гостиницах России в 2024-2028 гг (сут)
Таблица 27. Численность размещенных лиц в гостиницах России по продолжительности пребывания в 2019-2023 гг (млн чел)
Таблица 28. Средние затраты на гостиничные услуги в России в 2019-2023 гг (руб за весь период проживания)
Таблица 29. Прогноз средних затрат на гостиничные услуги в России в 2024-2028 гг (руб за весь период проживания)
Таблица 30. Объем рынка гостиничных услуг в России в 2019-2023 гг (млн ночевок)
Таблица 31. Прогноз объема рынка гостиничных услуг в России в 2024-2028 гг (млн ночевок)
Таблица 32. Объем рынка гостиничных услуг по видам размещения в России в 2019-2023 гг (млн ночевок)
Таблица 33. Объем рынка гостиничных услуг в регионах России в 2019-2023 гг (млн ночевок)
Таблица 34. Оборот рынка гостиничных услуг в России в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 35. Прогноз оборота рынка гостиничных услуг в России в 2024-2028 гг (млрд руб)
Таблица 36. Оборот рынка гостиничных услуг в регионах России в 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 37. Средняя цена гостиничных услуг в России в 2019-2023 гг (руб/чел в день)
Таблица 38. Прогноз средней цены гостиничных услуг в России в 2024-2028 гг (руб/чел в день)
Таблица 39. Средняя цена гостиничных услуг в регионах России в 2019-2023 гг (руб/чел в день)
Таблица 40. Выручка от продаж в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 41. Коммерческие и управленческие расходы в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 42. Себестоимость в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 43. Прибыль от продаж в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 44. Экономическая эффективность в 2019-2023 гг
Таблица 45. Инвестиции в отрасль в 2019-2023 гг (млн руб)
По данным "Анализа рынка оборудования для текстильной промышленности в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2024 г продажи оборудования для текстильной промышленности в стране снизились на 22% по сравнению с предыдущим годом и составили 9,5 тыс шт. Объемы реализации упали за счет эффекта высокой базы 2023 г.
Рынок электронной коммерции в сегменте товаров для сада и огорода в России демонстрирует умеренный, но стабильный рост. По данным «Statista», в 2023 году объем продаж через e-commerce достиг $200,4 млн (примерно 17,1 млрд руб.). В 2024 году ожидался прирост на 6,7%, до $213,9 млн. В данную категорию товаров входят садовые инструменты и электрооборудование, растения, инвентарь для садовых работ, товары для хранения, а также грили (кроме электрических) и аксессуары к ним.
Долгосрочные прогнозы свидетельствуют о том, что годовой темп роста (CAGR) в период 2024–2029 годов составит 3,00%. Это позволит рынку к 2029 году достичь объема в $248,0 млн.
Несмотря на положительную динамику, Россия пока не входит в число стран-лидеров по объему продаж в этом сегменте. Лидирующие позиции занимают США, Китай и Канада, что отражает разницу в масштабах рынка e-commerce в целом и уровне развития рынка в целевом сегменте.
Число российских онлайн-покупателей товаров для сада и огорода в 2023 году увеличилось на 7,7%, достигнув 4,2 млн человек. Ожидалось, что в 2024 году эта цифра должна была вырасти до 4,4 млн, а к 2029 году она достигнет 5,6 млн.
В 2023 году только 3,3% россиян покупали товары из этой категории через интернет, но уровень проникновения продолжает расти. К 2029 году доля покупателей может увеличиться до 4,0%, что указывает на постепенное расширение аудитории.
Умеренные темпы роста и увеличение числа покупателей отражают устойчивый интерес россиян к покупкам товаров для сада и огорода, поддерживаемый доступностью заказа в онлайн-каналах. Однако для ускорения динамики участникам рынка важно предлагать более широкий ассортимент продукции, учитывать сезонные потребности и внедрять удобные решения для доставки товаров, что поможет укрепить позиции России и увеличить объем продаж.
Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: товары для сада и огорода. Май, 2024».
Российский рынок прицепов к легковым автомобилям показывает положительную тенденцию роста своей объемности, средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей прицепов к легковым автомобилям характеризуются планомерным ростом.