По оценкам BusinesStat, в 2017-2019 гг пассажирооборот городских автобусов в России оставался на уровне 60,3-62,2 млрд пассажиро-км. Убыточное состояние многих игроков отрасли, чьи расходы не компенсировались объемом платы за проезд, не позволяло значительно улучшить качество автобусных перевозок и увеличить объем рынка. Недостатки рынка автобусных перевозок компенсировались ростом рынка такси и каршеринга, развитием метрополитена. Рост реальных располагаемых доходов россиян в 2018-2019 гг позволил части потребителей перейти на использование более комфортных видов городского транспорта.
В 2020 г произошло резкое снижение пассажирооборота городских автобусов в России – на 30,6% к уровню с 2019 г (до 42,5 млрд пассажиро-км) – из-за сокращения численности пассажиров, числа поездок и средней дальности поездок в период эпидемии коронавируса. Из-за падения пассажиропотока весной 2020 г общественный транспорт стал критически нерентабельным. В регионах сокращали количество автобусов на маршрутах, они переходили на расписание выходного дня. После снятия ограничений пассажиров стало больше, однако предприятия потеряли значительную часть доходов. Транспортная отрасль оказалась в числе наиболее пострадавших из-за пандемии.
В 2021 г пассажирооборот городского автобусного транспорта в России восстановился на 11,5% к уровню 2020 г до 47,4 млрд пассажиро-км, но не вернулся к значениям 2017-2019 гг из-за сохраняющейся эпидемической напряженности.
В 2022 г российский рынок городских автобусных перевозок не является объектом санкций, однако, как и большинство других рынков, подвержен их косвенному влиянию. Рост санкционной нагрузки ведет к усложнению и удорожанию логистики на многих товарных рынках, ускорению темпов инфляции, росту стоимости кредитов и трудовых ресурсов и, таким образом, способствует увеличению издержек транспортных предприятий. С другой стороны, в условиях кризиса и сокращения реальных доходов населения поездки автобусом становятся привлекательными для тех групп потребителей, которые ранее пользовались более дорогими видами общественного транспорта (такси и каршеринг) или использовали для передвижения по городу личный автомобиль.
В 2022-2023 гг рынок городских автобусных перевозок в России продолжит восстанавливаться на фоне геополитического и экономического кризиса, как самый дешевый сегмент общественного городского транспорта.
«Анализ рынка городских автобусных перевозок в России в 2017-2021 гг, прогноз на 2022-2026 гг. Перспективы рынка в условиях санкций» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития.
В обзоре приведена статистика транспортных средств, учреждений и персонала, пассажиров, указаны цены услуг, оборот рынка, пассажирооборот, финансовые и инвестиционные показатели отрасли.
Приведены финансовые рейтинги крупнейших предприятий, осуществляющих городские автобусные перевозки по регулярным маршрутам: Автоколонна № 1825, Автомиг, Волгоградский автобусный парк, Гепарт, Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта, КПАТП № 7 г. Красноярска, Мосгортранс, Мострансавто, МТК Ростовпассажиртранс, Нижегородпассажиравтотранс, Пассажиравтотранс СПб, Пассажирское предприятие № 8 г. Омска, ПАТП №2 г. Казани, Самара авто газ, Сочиавтотранс, СПОПАТ, Тольяттинское ПАТП №3, Трансавтолиз, Третий Парк, Ярославское АТП.
В обзоре детализирована информация по регионам страны.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собственные данные компании.
Информация профильных ведомств:
Информация BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Базовые параметры российской экономики
Место России в региональной и мировой экономике
Влияние конфликта с Украиной и пандемии на российскую экономику
Инвестиционные перспективы российской экономики
ИНФРАСТРУКТУРА ГОРОДСКОГО АВТОБУСНОГО ТРАНСПОРТА
Предприятия
Автобусы
Дороги
Персонал
РЕЙТИНГ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДСКОГО АВТОБУСНОГО ТРАНСПОРТА
ПАССАЖИРЫ И ПОЕЗДКИ НА ГОРОДСКОМ АВТОБУСНОМ ТРАНСПОРТЕ
Численность пассажиров городских автобусов
Уровень пользования городскими автобусами
Затраты на проезд в городских автобусах
Численность поездок на городских автобусах
ПАССАЖИРООБОРОТ ГОРОДСКИХ АВТОБУСОВ
ОБОРОТ РЫНКА ГОРОДСКИХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ЦЕНА ПОЕЗДКИ НА ГОРОДСКИХ АВТОБУСАХ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВТОБУСНОГО ТРАНСПОРТА ПО РЕГУЛЯРНЫМ ВНУТРИГОРОДСКИМ И ПРИГОРОДНЫМ ПАССАЖИРСКИМ ПЕРЕВОЗКАМ»
Экономическая эффективность отрасли
Инвестиции
ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ГОРОДСКИХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
ПРОФИЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДСКОГО АВТОБУСНОГО ТРАНСПОРТА
ГУП «Мосгортранс»
АО «Мострансавто»
СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
ООО «Трансавтолиз»
АО «Третий парк»
Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП, РФ, 2017-2026 гг (трлн руб, %)
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал, РФ, 2017-2026 гг (трлн руб, %)
Таблица 3. Экспорт и импорт, сальдо торгового баланса, РФ, 2017-2026 гг (млрд долл)
Таблица 4. Средний годовой курс доллара к рублю, РФ, 2017-2026 гг (руб за долл, %)
Таблица 5. Индекс потребительских цен (инфляция), индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги, РФ, 2017-2026 гг (%)
Таблица 6. Оборот розничной торговли товарами и услугами, РФ, 2017-2026 гг (трлн руб)
Таблица 7. Численность постоянного населения РФ, 2017-2026 гг (млн чел)
Таблица 8. Реально располагаемые доходы населения, РФ, 2017-2026 гг (%)
Таблица 9. Численность предприятий городского и пригородного автобусного транспорта, РФ, 2021 г
Таблица 10. Численность предприятий городского и пригородного автобусного транспорта по форме собственности, РФ, 2021 г
Таблица 11. Численность предприятий городского и пригородного автобусного транспорта по регионам РФ, 2021 г
Таблица 12. Численность автобусов общего пользования, РФ, 2017-2021 гг (тыс)
Таблица 13. Возрастная структура парка автобусов общего пользования, РФ, 2017-2021 гг (%)
Таблица 14. Структура парка автобусов общего пользования по видам топлива, РФ, 2017-2021 гг (%)
Таблица 15. Численность автобусов общего пользования по регионам РФ, 2021 г (тыс)
Таблица 16. Обеспеченность автобусами общего пользования, РФ, 2017-2021 гг (на 100 тыс жителей)
Таблица 17. Обеспеченность автобусами общего пользования по регионам РФ, 2021 г (на 100 тыс жителей)
Таблица 18. Протяженность автомобильных дорог, РФ, 2017-2021 гг (тыс км)
Таблица 19. Протяженность автомобильных дорог по видам, РФ, 2017-2021 гг (тыс км)
Таблица 20. Протяженность автомобильных дорог по назначению, РФ, 2017-2021 гг (тыс км)
Таблица 21. Протяженность автомобильных дорог по регионам РФ, 2021 г (км)
Таблица 22. Протяженность автомобильных дорог общего пользования по регионам РФ, 2021 г (км)
Таблица 23. Протяженность автомобильных дорог необщего пользования по регионам РФ, 2021 г (км)
Таблица 24. Трудовые ресурсы отрасли, РФ, 2017-2021 гг (тыс чел)
Таблица 25. Трудовые ресурсы отрасли по регионам РФ, 2017-2021 гг (чел)
Таблица 26. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника отрасли, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб, тыс руб в год)
Таблица 27. Средняя заработная плата сотрудника отрасли по регионам РФ, 2017-2021 гг (тыс руб в год)
Таблица 28. Рейтинг предприятий отрасли по выручке (нетто) от продаж, РФ, 2020 г (млн руб)
Таблица 29. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж, РФ, 2020 г (млн руб)
Таблица 30. Рейтинг предприятий отрасли по коммерческим расходам, РФ, 2020 г (млн руб)
Таблица 31. Рейтинг предприятий отрасли по себестоимости товаров, работ, услуг, РФ, 2020 г (млн руб)
Таблица 32. Рейтинг предприятий отрасли по основным средствам, РФ, 2020 г (млн руб)
Таблица 33. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности, РФ, 2020 г (%)
Таблица 34. Численность пассажиров городских автобусов, РФ, 2017-2021 гг (млн чел)
Таблица 35. Прогноз численности пассажиров городских автобусов, РФ, 2022-2026 гг (млн чел)
Таблица 36. Средний уровень пользования городскими автобусами, РФ, 2017-2021 гг (поездок на пассажира в год)
Таблица 37. Прогноз среднего уровня пользования городскими автобусами, РФ, 2022-2026 гг (поездок на пассажира в год)
Таблица 38. Средние годовые затраты пассажира на городские автобусы, РФ, 2017-2021 гг (руб в год)
Таблица 39. Прогноз средних годовых затрат пассажира на городские автобусы, РФ, 2022-2026 гг (руб в год)
Таблица 40. Численность поездок на городских автобусах, РФ, 2017-2021 гг (млрд)
Таблица 41. Прогноз численности поездок на городских автобусах, РФ, 2022-2026 гг (млрд)
Таблица 42. Численность поездок на городских автобусах по регионам РФ, 2021 г (млн)
Таблица 43. Пассажирооборот городских автобусов, РФ, 2017-2021 гг (млрд пассажиро-км)
Таблица 44. Прогноз пассажирооборота городских автобусов, РФ, 2022-2026 гг (млрд пассажиро-км)
Таблица 45. Пассажирооборот городских автобусов по регионам РФ, 2021 г (млн пассажиро-км)
Таблица 46. Оборот рынка городских автобусных перевозок, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 47. Прогноз оборота рынка городских автобусных перевозок, РФ, 2022-2026 гг (млрд руб)
Таблица 48. Оборот рынка городских автобусных перевозок по регионам РФ, 2021 г (млн руб)
Таблица 49. Средняя цена поездки на городском автобусе, РФ, 2017-2021 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 50. Прогноз средней цены поездки на городском автобусе, РФ, 2022-2026 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 51. Средняя цена поездки на городском автобусе по регионам РФ, 2017-2021 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 52. Выручка от продаж, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 53. Выручка от продаж отрасли по регионам РФ, 2017-2021 гг (млн руб)
Таблица 54. Коммерческие и управленческие расходы, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 55. Коммерческие и управленческие расходы по регионам РФ, 2017-2021 гг (млн руб)
Таблица 56. Себестоимость, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 57. Себестоимость по регионам РФ, 2017-2021 гг (млн руб)
Таблица 58. Прибыль (убыток) от продаж, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 59. Прибыль (убыток) от продаж по регионам РФ, 2017-2021 гг (млн руб)
Таблица 60. Экономическая эффективность, РФ, 2017-2021 гг (сут дн; раз; %)
Таблица 61. Структура инвестиций в отрасль, РФ, 2017-2021 гг (млн руб)
По данным «Анализа рынка премиксов в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2018-2022 гг их производство в стране выросло на 13,4%: с 462 до 524 тыс т. Развитие отечественного животноводства создает базу для роста спроса на премиксы в стране.
Согласно новому исследованию агентства ABARUS Market Research, в 2022 году производство газобетонных блоков в России выросло на 2,2%, хотя год выдался очень непростой. Согласно опросам, проведенным Национальной Ассоциацией Производителей Автоклавного Газобетона, по итогам года ожидалось снижение, но флагманы отрасли «поднажали», и падения производства не произошло. Правда, на фоне 2021 года, когда совокупный выпуск вырос на 17,2%, двухпроцентное увеличение выглядит скромным. Однако, затем тенденция изменилась. В течение первого полугодия 2023 года производство газобетона падало. Второе полугодие обещает быть более благополучным, но из-за весеннего спада годовой выпуск может не дотянуть до 13 млн куб. м, в то время как планку в 14 миллионов рынок взял год назад.
Несмотря на геополитическую и экономическую ситуацию, уход с рынка ряда крупных зарубежных игроков и снижение доходов населения рынок БАД в РФ в 2022 году продемонстрировал позитивный итог. В 2022 году объём рынка составил 105 млрд. руб. в денежном выражении и 341 млн. упаковок в натуральном.