Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
16 июля 2012

Оборот сетевого ритейла в 2011 г. вырос на 26%

Согласно данным отчета РБК.research "Розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) в России 2012", оборот сетевого ритейла в 2011 г. вырос на 26%.
Маркетинговое агентство РБК.research завершило десятую волну исследования российского рынка сетевой продовольственной розницы. Исследование позволило установить, что рынок в 2011 г. продемонстрировал прирост на 26% (в долларах США по среднегодовому курсу). Рост был обеспечен федеральными и региональными розничными сетями.

В 2011 г. российский рынок показал наивысшие темпы прироста выручки после кризиса, что говорит о завершении посткризисного этапа развития. Благоприятная конъюнктура, сложившаяся в российской экономике в 2011 г., способствовала росту показателей розничной торговли. Однако российский рынок перешел в стадию зрелости, что означает постепенное замедление роста и увеличение конкуренции в будущем.

Уровень потребления пока что заметно опережает зрелые рынки стран Европы и США, поскольку российские покупатели снизили объемы сбережений, увеличив траты на потребительские товары и выплаты по кредитам. Постоянное снижение объемов сбережений и слабый интерес к рынку ценных бумаг и другим инвестиционным инструментам объясняется крайне низким предложением в данном секторе и недоверием со стороны населения. Подобное положение вещей приводит к тому, что россияне тратят больше, чем жители Европы или США.

По оценке РБК.research, темпы прироста рынка в рублях были ниже за счет укрепления рубля в 2011 г. и составили 22%. По данным РБК.research, темпы роста заметно ускорились во второй половине 2011 г., что связано с благоприятной конъюнктурой рынка в этот период. Консолидация сетевого продовольственного ритейла заметно ускорилась за счет укрупнения ведущих компаний. По итогам 2011 г. на долю десяти крупнейших компаний сетевой продовольственной розницы пришлось 17% от общего оборота розничной торговли продовольственными товарами. Крупнейшие ритейлеры смогли заметно нарастить выручку, что отразилось на динамике суммарных показателей топ-10 и рынка в целом. Темпы прироста суммарной выручки десяти крупнейших ритейлеров составили, по оценке РБК.research, 29% в долларах США и 24% в рублях.

Динамика органического прироста крупнейших ритейлеров в 2011 г. замедлилась. По мнению аналитиков РБК.research, компаниям стало труднее поддерживать прежние темпы развития из-за дефицита качественной торговой недвижимости в регионах, усиления конкуренции в городах с высокой покупательной способностью населения и увеличением сроков окупаемости магазинов. Следует отметить, что динамика развития региональных компаний в 2011 г. была выше, чем у федеральных.

Рынок консолидируется и за счет сделок M&A, долларовый объем которых в прошлом году вырос на 14%. Наиболее заметной сделкой прошлого года стала покупка ГК "Дикси" сетей компании "Виктория". В 2012 г. можно ожидать еще нескольких крупных сделок в секторе сетевой продовольственной розницы. Следует отметить, что уровень консолидации продовольственного ритейла РФ по сравнению с развитыми рынками других стран все еще крайне мал и не достигает даже 20%. Причиной является слабое развитие сетевой розницы во многих населенных пунктах, доминирование традиционных магазинов и нестационарной торговли. Это означает, что у рынка есть довольно большой потенциал консолидации, поскольку политика Правительства РФ направлена на сокращение нестационарной торговли.

Подробнее ознакомиться  с исследованием "Розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) в России 2012".