Сокращение доходов, нестабильная внутри- и внешнеэкономическая ситуация отразилась на досуге российских граждан. К таким выводам пришли аналитики РБК.research в ходе исследования «Российский сетевой рынок общественного питания 2015». Согласно нему довольно значительная доля россиян изменила свое поведение, все чаще отказывая себе в шопинге, посещении театров и кино, музеев, ресторанов и других не менее приятных форм досуга.
В погоне за экономией и стремлением ограничить свои затратны, россияне все чаще стали выбирать бесплатные или недорогие формы развлечений и отдыха. Гуляние на свежем воздухе, посиделки дома за телевизором или за чтением интернет-изданий и книг стали неотъемлемым результатом сложившейся экономической ситуации. Впрочем, некоторые негативные тренды начали проявляться еще в прошлом году. Так, если в далеком докризисном 2013 году 61,2% россиян предпочитали шопинг в качестве формы досуга, то в прошлом году их доля сократилась до 56,3%. Однако, несмотря на отрицательную динамику, сегодня многие отечественные ритейлеры с ностальгией вспоминают 2014 год, что и неудивительно. В настоящее время лишь 51,6% россиян предпочитают проводить свой досуг за шопингом.
Идентичные процессы наблюдаются во всех смежных сферах «платного» отдыха. Довольно сильно пострадал от текущих экономических и социальных процессов отечественный ресторанный рынок. По данным РБК.research, если в 2013 году 49,8% россиян предпочитали посещать рестораны и кафе, то в 2015 году их доля сократилась до 43,4%. Впрочем, несмотря на негативный тренд, сфера общепита сильно востребована и сегодня. Посещение ресторанов и кафе занимаю третью строчку в рейтинге наиболее популярных платных форм проведения отдыха, и лишь с небольшим отставанием уступают шопингу и походу в кино. Напомним, что в мае 2015 года соответственно 51,6% и 50,6% россиян отметили, что предпочитают шопинг и поход в кинотеатр.