Согласно оценке "Смарт Консалт" сегмент конвейерных ЛКМ является одним из наиболее пострадавших в лакокрасочной отрасли. Так, введенные в 2022 году в отношении России санкции и последовавший массовый уход локализованных мировых автопроизводителей (KIA, HYUNDAI, MAZDA, TOYOTA, NISSAN, RENAULT, VOLKSWAGEN, MERCEDES-BENZ и т. д.) с российского рынка спровоцировали серьезное падение производственных показателей выпуска легкового автотранспорта и, как следствие, значительное сокращение потребления окрасочного материала. Так, по итогам 2022 года спрос на конвейерные ЛКМ сократился на ~68% относительно предыдущего года.
Стоит отметить, что в то же время фиксировалось прекращение поставок фокусной продукции со стороны ведущих мировых производителей, таких как Akzo Nobel, Axalta, BASF. Ранее эти компании занимали значительные доли рынка и являлись флагманами отечественного потребления автомобильных покрытий.
Уже в 2023 году российский автопром начал постепенно восстанавливаться и продемонстрировал положительную динамику, что также сказалось на потреблении конвейерных ЛКМ. Доля импорта при этом превысила 55%, что связано с активным наращиванием поставок со стороны Китая — практически все оставшиеся автомобильные заводы в РФ предпочли использовать в процессе кузовного окрашивания продукцию из Поднебесной.
По итогам 2024 года спрос на автомобильные покрытия конвейерного назначения продолжил увеличиваться (~1,5 раза) за счет роста выпуска легкового автотранспорта. В то же время импортные поставки снизились на 19%, а в производстве отечественных покрытий наблюдалась положительная динамика. Так, на использование российских материалов перешел «Автоваз», который несколькими годами ранее остановился на китайской продукции из-за внутренних особенностей ассортиментного и рецептурного состава. Кроме того, частично использовать отечественные ЛКМ начал локализованный завод китайской компании Haval. В результате, доля зарубежной продукции сократилась и составила менее 40%.
Несмотря на положительную динамику развития спроса за последние несколько лет, достичь показателей докризисных лет на текущий момент отрасли не удалось. По предварительной оценке аналитиков «Смарт Консалт», в 2025 году потребление конвейерных ЛКМ может вновь продемонстрировать отрицательную динамику из-за сокращения производственных показателей легкового автотранспорта, которое по итогам 9 месяцев уже составило 2,0% относительно аналогичного периода 2024 года. В данном случае на уменьшение спроса влияет высокая ставка по кредитам, рост цен и ограниченние покупательской способности населения