По данным «Анализа рынка электромобилей в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, их продажи в стране в 2024 г выросли на 26%, достигнув 18 тыс шт.
Стремительному росту продаж способствовал ряд факторов:
- Государственная программа субсидирования процентных ставок по автокредитам на отечественные электромобили, произведенные организациями, заключившими специальный инвестиционный контракт (СПИК). Электромобили включили в программу льготного автокредитования в 2022 г. С 2025 г размер субсидии составляет 35% от стоимости, но не более 925 тыс руб. Существенной мотивацией для приобретения электромобиля является также обнуление транспортного налога для владельцев электрокаров в ряде регионов, бесплатные парковка, зарядка и проезд по платным дорогам.
- Ожидание запрета импорта электромобилей из стран ЕАЭС с 01.04.2024 г и увеличения ставок утильсбора с 2025 г способствовало резкому увеличению продаж в 2023-2024 гг, когда покупатели стремились приобрести электромобиль по более низкой цене до начала вступления в силу постановлений Правительства РФ.
- Расширение ассортимента как зарубежных, так и отечественных электромобилей. Санкции вызвали уход с российского рынка ряда крупных зарубежных игроков (Volkswagen AG, VAG, General Motors, Stellantis, Toyota, Nissan, Mercedes-Benz), однако технику продолжили ввозить в страну в рамках параллельного и «серого» импорта. Ассортимент существенно разнообразили китайские производители, предлагающие электрокары в разных ценовых сегментах.
- Более низкая стоимость содержания электромобиля по сравнению с автомобилем с ДВС – не требуется замена масла и фильтров, обслуживание ходовой части, меньше износ колодок и дисков.
- Оживление спроса в корпоративном сегменте – ряд компаний такси и каршеринга закупили для собственного парка электромобили.
- Рост цен на традиционное топливо. Так, за 2020-2024 гг бензин в России подорожал в среднем на 27%, дизель – на 49%. Зарядка же электроэнергией владельцам электрокаров в среднем обходится дешевле, причем выгода растет пропорционально пробегу.