Электромобили постепенно перестают быть редкостью на российских дорогах. С ростом числа владельцев таких автомобилей возникает острая потребность в развитой сети зарядных станций — от медленных домашних до быстрых и ультрабыстрых на трассах и в городах. Инфраструктура зарядки напрямую влияет на удобство использования электромобиля, а значит, и на темпы перехода на экологически чистый транспорт.
По данным ГидМаркет, потребление услуг рынка зарядных станций для электромобилей на душу населения тесно связано с динамикой самого рынка. Несмотря на практически неизменную численность населения, показатель растет каждый год: с минимальных 1,28 рубля на человека в 2020 году до 15,7 рубля в 2024 году. Такой рост обусловлен увеличением парка электромобилей, ростом числа владельцев, пользующихся ЭЗС, а также постепенным повышением тарифов на зарядку.
Эксперты еще в 2012 году оценивали потребность России в 500 тыс. зарядных станций. На сегодня ситуация выглядит иначе: количество электромобилей растет, но количество ЭЗС не успевает за спросом. На начало 2025 года в стране насчитывается около 90 тыс. электромобилей и гибридов, из них чисто электрокаров — почти 60 тыс. При этом работает лишь около 8,4 тыс. публичных станций.
Мировая практика показывает, что на 10 электромобилей нужна одна станция. В России этот показатель составляет 10,8 с учетом гибридов или 7,1 без них, однако лишь 60% владельцев пользуются публичными зарядками — остальные заряжают транспорт дома.
Согласно Концепции развития электромобилей в России до 2030 года, количество ЭЗС должно превысить 72 тыс., включая минимум 28 тыс. быстрых станций, а парк электромобилей достигнет 1,4 млн единиц.
Установка ЭЗС — это не только экологическая инициатива, но и выгодное направление для бизнеса. Стоимость одной станции зависит от типа: медленные станции обходятся в сотни тысяч рублей, быстрые — 1,5–3 млн рублей, ультрабыстрые (от 150 кВт) — 3,5–4 млн рублей. Средняя окупаемость оценивается в 5–7 лет. При этом прибыльность ЭЗС пока ниже, чем у АЗС, но растущая популярность электромобилей делает сегмент перспективным для инвестиций.
Емкость рынка, по оценкам ГидМаркет, составляет 3887,8 млн рублей в год, а текущий объем в 2024 году — 2293,8 млн рублей. Коэффициент потенциальной насыщенности рынка равен 0,59, что говорит о том, что российский рынок зарядных станций далек от насыщения.
Потребительские предпочтения
Современные владельцы электромобилей предъявляют высокие требования к зарядным устройствам.
Важны скорость зарядки, доступность станций, совместимость с разными моделями, а также удобство использования через мобильные приложения и оплату онлайн. Внешний вид и дизайн тоже играют роль, а цена остается ключевым фактором выбора.
Большинство владельцев электромобилей используют транспорт для личных поездок. 95% хотя бы раз пользовались публичными ЭЗС, а 72% планируют зарядку заранее. Самые популярные места — парковки торговых центров, трассы, зарядные хабы, развлекательные центры и платные городские парковки. Тем не менее, около 60% электромобилистов предпочитают заряжать машины дома, треть из них делает это ежедневно.
Время зарядки сильно зависит от типа станции: медленные ЭЗС — в среднем 3 часа 47 минут, быстрые — 43 минуты. 31% владельцев игнорируют медленные станции, а на быстрые не заряжаются лишь 3,9%.
Запас хода российских электромобилей на одной зарядке в среднем составляет 218 км. Среди популярных моделей показатели различаются: Tesla Model S Long Range — 652 км, Nissan Leaf e+ — 385 км, Hyundai Kona Electric — 484 км, Volkswagen ID.4 — 522 км.
Соотношение числа электромобилей к ЭЗС в России составляет 10,75 к 1. Темпы строительства станций превышают рост парка электромобилей: за последние пять лет число ЭЗС увеличилось в 9,4 раза, а электрокаров — в 5,5 раза. Лидируют по количеству компаний в сфере зарядки Москва, Ивановская область, Санкт-Петербург, Татарстан и Московская область.
Зарядка возможна и от бытовой розетки, но процесс занимает более суток, тогда как средняя станция справляется за 3,5 часа.