В 2023 году совокупная выручка крупных ритейлеров DIY-сегмента в России увеличилась на 13,7% и достигла 573 млрд рублей. Такой результат показали 799 компаний, деятельность которых была проанализирована специалистами «AnalyticResearchGroup» в рамках мониторинга, проведенного в ноябре 2024 года. В выборку вошли как юридические лица с основным ОКВЭД 47.52 и входящими в него кодами (то есть занимающиеся розничной торговлей лакокрасочными изделиями, скобяными товарами, стеклом и пр.), с выручкой свыше 100 млн рублей, так и другие заметные участники рынка, найденные в различных тематических источниках и рейтингах.
Наибольшая доля на рынке — 85% — приходится на ритейлеров с выручкой от 100 до 500 млн рублей. Более крупные игроки с оборотом свыше 1 млрд рублей составляют пока лишь 7,6% от общего числа, однако именно они формируют значительную часть оборота сегмента.
При этом наблюдается небольшое снижение рентабельности: средний уровень показателя среди прибыльных компаний в 2023 году составил 6,31% против 6,42% годом ранее. Среди топ-100 организаций падение было еще заметнее — с 4,21% до 2,99%.
Интересно, что 8 из 10 прибыльных компаний работают с рентабельностью не выше 10%, что говорит о высокой конкуренции и необходимости точного контроля за издержками. Несмотря на рост оборотов, сохраняется давление на маржу — в условиях растущих затрат и трансформации логистических цепочек, бизнесу все чаще приходится искать баланс между удержанием покупателя и сохранением финансовой устойчивости.
Российский рынок DIY продолжает демонстрировать устойчивый рост, поддерживаемый сразу несколькими факторами: развитием строительства (в частности, в сегменте ИЖС), цифровизацией торговли, усилением позиций маркетплейсов и расширением сегмента B2B. В 2023 году отрасль выросла примерно на 12%, а в 2024-м ожидалось дальнейшее ускорение темпов. Импортозамещение, рост цен на стройматериалы и развитие собственных торговых марок формируют новые контуры рынка, тогда как отмена льготной ипотеки и ослабление рубля могут стать сдерживающими факторами. В фокусе — адаптация участников к новым условиям и удержание спроса за счет ассортимента, сервиса и ценовой доступности.
Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Рынок ритейла в России: DIY. Ноябрь, 2024».