Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 16 января 2025
Инна Костенко

Основной драйвер развития сегмента — готовая упакованная еда, которая растет на фоне ускорения темпов жизни, дефицита времени у покупателей, желания проводить досуг с друзьями и близкими

Директор департамента категории товаров собственного производства розничной сети «Магнит» специально для исследования рынка общественного питания 2024

 Как в течение 2023 года себя показал сегмент кулинарии в рамках вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию данного сегмента? 

 Сегмент ready-to-eat в «Магните» — один из ключевых для развития покупательского предложения. В 2023 году «Магнит» активно развивал линейку упакованных готовых блюд под собственным брендом «М Кухня», к концу прошлого года она была представлена в 4 тысячах торговых точек самого многочисленного формата «у дома». По итогам прошлого года сопоставимые продажи готовой еды за счет расширения ассортимента упакованной еды, выпечки и кофе выросли более чем на 30%. При этом динамика спроса на продукцию ready-to-eat в онлайн-каналах компании выросла примерно в 2,5 раза. 

 Как вы оцениваете результаты сегмента кулинарии в первой половине 2024 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите? Как изменилась маржинальность направления готовых блюд в 2024 году?

 Мы интенсивно развиваем направление кулинарии, за 7 месяцев 2024 года прирост продаж составил около 30%, в упакованной еде рост еще более значительный — более 70%, что существенно опережает средние показатели по рынку и в первую очередь связано с невысокой базой на старте. В наших планах — дальнейшее расширение предложения. Например, к концу 2024 года хотим «покрыть» линейкой «М Кухня» примерно половину магазинов «у дома» — около восьми с половиной тысяч точек. Супермаркеты и суперсторы, которых более 480 по всей стране, исторически были ориентированы на сегмент готовой еды, и он там представлен много лет. 

Основной драйвер развития сегмента — готовая упакованная еда, которая растет на фоне ускорения темпов жизни, дефицита времени у покупателей, желания проводить досуг с друзьями и близкими. Отмечу, что ритейлеры являются катализаторами роста сегмента, предоставляя покупателям широкий ассортимент продукции по доступным ценам, делясь своей экспертизой с производителями сегмента ready-to-eat о потребительском поведении и его возможном развитии. Мы стремимся максимально закрывать потребности в готовой еде и наряду с традиционно популярным ассортиментом стремимся отвечать специальным запросам — питание для ЗОЖ, для людей с особенностями здоровья и т.п.

 Делаете ли вы ставку на собственное производство готовой еды или предпочитаете развивать направление через сотрудничество с партнерами? Какую долю в продажах кулинарии занимает продукция собственного производства? Есть ли планы по увеличению мощностей для собственного производства кулинарии, инвестициям в расширение инфраструктуры?

 В магазинах больших форматов более 80% готовой еды собственного производства, поскольку в супермаркетах и суперсторах есть цеха по приготовлению блюд. В упакованной еде, представленной в формате «у дома», мы развиваем партнерства с внешними поставщиками и также не исключаем запуск собственных фабрик-кухонь. Рынок готовой еды активно растет, при этом инфраструктура для него достаточно ограниченная, поэтому мы рассматриваем разные варианты развития этого сегмента. Например, активно запускаем пекарни в магазинах «у дома», поскольку видим устойчивый спрос на продукцию для быстрого перекуса. К концу года планируем, что число торговых точек с собственной выпечкой составит около пяти тысяч. Сейчас выпечка есть в каждом 8-м чеке, появление пекарни способствует росту трафика, частоты покупок и оборота.

 Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются в сегменте кулинарии? Замечаете ли трансформации в портрете покупателей готовой еды? Как менялись частота покупок кулинарии, средний чек, наполняемость чека, проникновение готовой еды в чеки по сравнению с 2023 годом? Каких трансформаций в поведении и портрете потребителей ниши ожидаете в будущем?

 Частота визитов в магазины при внедрении сервисов готовой еды в нашей сети растет на 20–30%. Кроме традиционных блюд в тренде у покупателей по-прежнему перекусы, также мы видим общую тенденцию к дальнейшему росту популярности паназиатской кухни. Эти модные веяния для многих уже must have и включены чуть ли не в базовые ассортиментные линейки. Сейчас в «Магните» в «ядре» предложения также есть линейка онигири, которую потребители воспринимают как быстрый и здоровый перекус. Воки, поке, боулы тоже мегапопулярны, особенно у молодого поколения, и мы рассматриваем разные варианты, чтобы удовлетворить спрос, связанный с другими популярными тенденциями. 

 Наблюдаете ли вы изменения в пищевых привычках покупателей готовой еды? Присутствует ли тенденция в сторону роста спроса на здоровое питание, диетическую готовую еду, лечебное питание, обогащенную витаминами, без лактозы/глютена и др. подобные категории? Видите ли перспективы развития для себя в этих нишах?

 Мы видим, что запрос на специальное, диетическое, обогащенное питание становится все более устойчивым, этот ассортимент имеет все шансы стать обязательной частью гастрономической культуры россиян. Безусловно, такой ассортимент не продается в том объеме, что и классические любимые салаты, и другие блюда. Но запрос на это есть, и мы видим инкрементальные продажи. 

 Как различаются динамика спроса и поведение покупателей кулинарии в офлайн и онлайн-каналах (в том числе по частоте заказа, среднему чеку, уровню проникновения в чеки)? Ожидаете ли роста онлайн-продаж кулинарии в 2024 году и как оцениваете его дальнейшую динамику в перспективе 4-5 лет? 

 Отмечу, что покупатель воспринимает готовую еду онлайн как комплексную услугу. Кроме ассортимента, влияющего на спрос, важно совокупное впечатление пользователя от качества процессов заказа и доставки. Средний чек на продукцию ready-to-eat в онлайне в июле 2024 года по сравнению с началом года вырос на 20%, заказать готовую еду можно во всех 67 регионах присутствия «Магнита». Мы хотим развивать ассортимент в городах-миллионниках, где сформировать матрицу и комплексное предложение, отвечающие всем запросам клиента – от завтрака до ужина – как в физических магазинах, так и в доставке. Это не только основное меню, но и, например, семейный формат блюд сразу на несколько человек, который набирает популярность. Для этого планируем существенно расширить ассортимент, активно продвигать категорию готовой еды в коммуникации с пользователями. 

 Ведете ли вы работу по расширению ассортимента готовой еды? Есть ли в планах внедрение новых категорий? Какие изменения замечаете в спросе на те или иные типы готовой еды (например, в разрезе категорий «Домашняя еда», «Ресторанные блюда», «снеки», «фаст-фуд», «большие порции на семью», «рационы на неделю» и др.)?

 Мы постоянно ведем работу с ассортиментом готовой еды, обновляем меню по сезонам, выпускаем новинки. В больших форматах также ротируем ассортимент, но его диапазон остается постоянным. По упакованной еде ассортиментная матрица доходит до 150 позиций, но и это не предел, мы движемся поэтапно. Продолжаем развивать фаст-фуд и категорию перекуса, при этом базовым предложением остается повседневная домашняя еда. Мы рассматриваем большие порции на семью, рационы для определенных запросов, усиливаемся в напитках, где видим тенденцию к росту спроса. Также запускаем линейку to go десертов с пониженным содержанием сахара, низкокалорийных и безглютеновых. 

 Какие результаты показывает проект кафе в рамках вашей сети? Как оцениваете спрос на этот формат со стороны потребителей? Как за последний год менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека в кафе сети? Какие позиции в меню пользуются наибольшей популярностью? Планируете ли расширять географию проекта?

 Сейчас насчитывается более 50 кафе в супермаркетах и суперсторах компании. «Магнит» начал открывать кафе в магазинах с 2018 года — это специально выделенные места рядом с точками продаж кулинарии, где посетители могут перекусить и отдохнуть. Мы ожидаем, что спрос на готовую еду, горячие напитки и продукты для перекуса продолжит расти, поэтому будем развивать предложение в этом сегменте в своих магазинах, экспериментировать с форматами и ассортиментом. Мы планируем увеличивать число кафе и адаптировать их концепт под запросы покупателей и специфику локации.

 Как вы оцениваете уровень конкуренции в нише готовой еды? Ощущаете ли давление со стороны игроков ресторанной сферы или онлайн-ретейлеров? Будет ли конкуренция в сегменте кулинарии усиливаться в дальнейшем? Каким видите распределение рынка в разрезе игроков?

 Конкуренция растет, покупатель сейчас вариативен, избирателен, в гросери-сегменте усиливается конкуренция между игроками — офлайн и онлайн, включая традиционных ритейлеров и сервисы доставки. Одновременно мы видим тенденцию к развитию фудхоллов, которая набирает обороты, свободные площади начинают перестраиваться под предложение готовой еды, что также является ответом общепита для привлечения покупателей. Мегаполисы уже охвачены этим трендом, поэтому он активно идет в регионы. 

 Внедряет ли ваша компания инновации в области упаковки готовой еды (для продления сроков годности, повышения безопасности продукции, улучшение экологичности упаковки и др.)? Есть ли планы по развитию данного направления в перспективе 4-5 лет? Какие технологии вы считаете наиболее перспективными для развития в этой области?

 Мы и партнеры по производству готовой еды находимся в постоянном поиске инноваций, но последние должны быть не только «новыми» с точки зрения технологий, но и доступными для последующей коммерциализации и масштабирования. Мы предполагаем, что на горизонте 4-5 лет будет набирать популярность технология холодной пастеризации для повышения пищевой безопасности, использование однокомпонентной упаковки из полипропилена для улучшения экологичности и потенциала переработки и увеличение доли вторсырья в упаковочных материалах. 

 Используете ли вы в своем бизнесе инновационные решения и технологии, которые позволяют повысить эффективность бизнеса? Видите ли перспективные идеи в данном направлении для индустрии готовой еды? Какие из них планируете внедрять в свой бизнес? 

 Да, мы постоянно мониторим рынок технологий в части производства готовой еды, например, нам интересны «умные» видеокамеры, которое анализирует заполненность полки и автоматически указывает сотруднику, сколько надо произвести конкретной продукции. Сейчас тестируем его. 

 Какие инновации на рынке готовой еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?

 С точки зрения технологии, производства и ассортимента можно выделить ready-to-heat как оптимальное и перспективное направление. Это готовая еда, которую нужно только разогреть. Поскольку производственная инфраструктура по выпуску готовой еды неравномерно распределена по географии, а логистические «плечи» между магазинами, покупателями, производствами порой длинные, ready-to-heat могло бы дать потребителю качественный продукт при оптимальной цепочке поставок. 

Одновременно есть тенденция к максимальному сокращению сроков годности, вплоть до нескольких часов. Это дает преимущество в разнообразии блюд, потому что короткие сроки годности почти не ограничивают производителей в использовании тех или иных ингредиентов. Но при этом ареал доставки и производства сужается до нескольких километров. 

Нам кажется, что между этими двумя явлениями можно попробовать найти баланс и дифференцировать предложение замороженной еды и еды с ультракоротким сроком годности в зависимости от локаций. Мы рассматриваем возможность такого тестирования.

Больше исследований по теме рынка ресторанов
При единовременной покупке двух исследований — скидка 5%, трех — скидка 10%, четырех — скидка 15%, от пяти — скидка 20%.

Телеграм РБК Рестораны
Получайте анонсы дайджестов и исследований по тематике ресторанов, делитесь своим мнением и участвуйте в обсуждениях

РБК Исследования рынков Российский рынок готовой кулинарии 2024 77 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще