― Как в течение 2023 года себя показал сегмент кулинарии в рамках вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию данного сегмента?
― Сегмент показал уверенный рост. Доля готовой еды в выручке X5 Group составила 2,3% по итогам 2023 года.
― Как вы оцениваете результаты сегмента кулинарии в первой половине 2024 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите? Как изменилась маржинальность направления готовых блюд в 2024 году?
― В первой половине 2024 года объемы продаж готовой еды в торговых сетях X5 Group выросли на более чем 60%. Рост спроса на готовую еду связан с ускорением ритма нашей жизни, особенно в крупных городах. Все больше людей не готовы тратить время на приготовление еды, но хотят разнообразия в питании и переходят на готовую еду. Особенно этот тренд распространен среди молодежи. При этом, зачастую готовое блюдо обходится дешевле, чем если бы человек приготовил его сам, купив необходимые продукты в магазине.
Я уверена, что в ближайшие пять лет этот рынок в России будет расти. При этом сейчас на рынке наблюдается недостаток поставщиков готовой еды, не хватает крупных игроков, в то время как небольшие компании не всегда могут соответствовать нашим требованиям по качеству и уровню сервиса. Для того, чтобы сделать производство эффективнее, мы стараемся способствовать развитию наших поставщиков — проводим обучение, тренинги по качеству и пищевой безопасности, знакомим с проверенными поставщиками сырья и упаковки.
― Делаете ли вы ставку на собственное производство готовой еды или предпочитаете развивать направление через сотрудничество с партнерами? Какую долю в продажах кулинарии занимает продукция собственного производства? Есть ли планы по увеличению мощностей для собственного производства кулинарии, инвестициям в расширение инфраструктуры?
― Наша стратегия — это комбинированный сорсинг. Мы развиваем собственные производства: расширяем производственные мощности существующих производств и строим новые фабрики-кухни. Мы активно приглашаем наших действующих поставщиков и инвесторов строить под нас производства готовой еды на основе долгосрочного партнерства. На текущий момент доля собственного производства в кулинарии занимает 15%.
Вместе с этим, мы активно развиваем поставщиков готовой кулинарии. В частности, работаем с ними по следующим ключевым направлениям:
- Помогаем улучшить качество и пищевую безопасность на их производствах, обучаем и помогаем пройти наш аудит.
- Помогаем с технологиями, наши технологи выезжают на производства и обучают производству блюд по нашим рецептурам.
- Помогаем подобрать сырье и материалы, делимся нашей базой поставщиков сырья и ингредиентов.
- Если поставщик не работал с готовой кулинарией, но хочет открыть производство мы помогаем с организацией такого производства с нуля. Наша фабрика-кухни в Долгопрудном является также обучающей площадкой для наших поставщиков. Мы открыто делимся лучшими практиками с нашими партнерами.
― Внедряет ли ваша компания инновации в области упаковки готовой еды (для продления сроков годности, повышения безопасности продукции, улучшение экологичности упаковки и др.)? Есть ли планы по развитию данного направления в перспективе 4-5 лет? Какие технологии вы считаете наиболее перспективными для развития в этой области?
― В стратегии устойчивого развития X5 Group до 2025 года закреплены цели по достижению 100% устойчивой упаковки готовой еды собственного производства и 60% устойчивой упаковки товаров СТМ. На конец первого полугодия 2024 года наша цель по упаковке уже выполнена на 96%. В стандарте упаковки готовой еды собственного производства включен пункт по использованию тары распространенной маркировки для дальнейшей простоты переработки, а в техническом задании для поставщиков есть рекомендации по предпочтительным и не рекомендованным видам упаковки.
― Используете ли вы в своем бизнесе инновационные решения и технологии, которые позволяют повысить эффективность бизнеса? Видите ли перспективные идеи в данном направлении для индустрии готовой еды? Какие из них планируете внедрять в свой бизнес?
― Да, мы работаем над повышением уровня автоматизации собственного производства. Не секрет, что на фабриках-кухнях все еще используется большое количество ручного труда. В Китае, например, есть много автоматизированных решений, которые позволяют сократить ручной труд, повысить производительность и качество выпускаемой продукции. Мы работаем над внедрением таких решений.
― Какие инновации на рынке готовой еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?
― Мы отслеживаем все современные тенденции на рынке готовой кулинарии. Сейчас стали появляться инновационные технологии в производстве готовой еды, которые позволяют продлить срок годности продукта, не меняя его качества и вкусовые характеристики. Наиболее перспективным направлением мы считаем замороженную готовую еду с последующей дефростацией. Данная технология успешно используется в категории кондитерских изделий, но пока для готовой еды –– это новое направление. Также новая технология HPP.
Больше исследований по теме рынка ресторанов
При единовременной покупке двух исследований — скидка 5%, трех — скидка 10%, четырех — скидка 15%, от пяти — скидка 20%.
Телеграм РБК Рестораны
Получайте анонсы дайджестов и исследований по тематике ресторанов, делитесь своим мнением и участвуйте в обсуждениях