По данным «Анализа рынка фарфоровой посуды в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г ее продажи в стране увеличились на 17% к предыдущему году и достигли 147 млн шт, что является рекордным значением за последние пять лет.
Ключевыми факторами роста послужили:
- реализация спроса, отложенного в кризисном 2022 г;
- восстановление платежеспособности потребителей, вызванное ростом их доходов и снижением инфляционного давления;
- подъем внутреннего туризма;
- увеличение представленности продукции на маркетплейсах и развитие собственных интернет-магазинов игроками рынка.
Конкуренция на российском рынке фарфоровой посуды растет. Во многом этому способствуют европейские санкции на поставки в страну предметов роскоши, уход с рынка западных компаний и затрудненная международная логистика. Российские и китайские производители оперативно заняли освободившиеся ниши. Они расширяют ассортимент, разрабатывают новые технологии, предлагают новые методы декорирования и сочетания материалов. Участники рынка отмечают, что на первом плане для потребителей находится внешний вид посуды: форма, размер, цвет, персонализированный дизайн (например, посуда приобретается под цвет кухни или столовой). Увеличивается популярность посуды из фарфора нестандартной формы, что характерно как для розничного сектора, так и для HoReCa. Одним из молодых быстрорастущих сегментов является фарфоровая посуда для детей, а также имитирующая винтаж. Спрос на фарфоровую посуду стимулируется модой на различные национальные кухни, блюда и напитки. Так, помимо предметов, традиционно включаемых в сервизы, растет востребованность фарфоровых стаканов для «кофе с собой», плоских тарелок для итальянской пасты. Еще одна важная тенденция рынка состоит в том, что молодые потребители менее склонны приобретать сервизы, их привлекает функциональное назначение посуды и универсальность, а не наличие семейной реликвии.