Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 25 июля 2024

Рынок декоративных ЛКМ: итоги 2023 г., тренды и перспективы 2024 г.

Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, 2023 год продемонстрировал позитивные приросты почти по всем направлениям декоративных ЛКМ. Каковы ожидания игроков на 2024?

2023 год для российских производителей декоративных ЛКМ завершился весьма позитивно. Натуральный прирост потребления составил ~ 4,9%, увеличившись до 812,9 тыс. тонн. При этом удельный вес импортной продукции в тоннаже сократился с 5,1%, отмеченных по итогам 2022 г., до 3%.

 

Как отмечает директор по маркетингу ЗАО «АВС Фарбен» Екатерина Стрекалина: «В сравнении с предыдущим годом, в 2023 году наблюдался рост объемов выпуска по основным группам лакокрасочных материалов. И в том числе рост объемов выпуска водно-дисперсионных ЛКМ на 7,8%».

 

В качестве лидеров декоративного сегмента в 2023 г. следует выделить компании: Лакра Синтез, Эмпилс, Тиккурила, АБС Фарбен, Престиж Холдинг, Мефферт Продакшн, Декарт, Эскаро Групп, Акзо Нобель Декор, Предприятие ВГТ, НПП Рогнеда. Как отмечают эксперты, рынок в настоящее время остается очень фрагментированным. Так показатели несколько компаний, входящих в ТОП-10 по объемам продаж, могут отставать или опережать друг друга буквально на 0,5%.

 

Важно отметить, что перераспределение рыночных позиций между игроками на рынке декоративных ЛКМ было менее выраженным нежели в индустриальном сегменте ввиду того, что наиболее заметные иностранные производители не прекратили деятельность в РФ, а локализовали ее. При этом в 2022-2023 гг. игроки столкнулись со множеством трудностей с сфере сырьевой обеспеченности, организации цепочек поставок и т. д.

 

Как отметила Екатерина Балон, директор по маркетингу и инновациям ООО «Тиккурила» (бренды Tikkurila, Finncolor, «ТЕКС»): «В последние годы рынок ЛКМ переживает много перемен. С одной стороны, пандемия COVID-19, спровоцировавшая всплеск интереса потребителей к домашнему ремонту и улучшениям жилищных условий. С другой события 2022 года, которые привели к исчезновению с рынка части привычных поставщиков сырья и зарубежных производителей. Те, кто продолжают свою деятельность в России, сохраняют здесь рабочие места и производственные мощности, как наша компания, последние пару лет занимались локализаций производства, обеспечением и сохранением всех качественных характеристик популярных продуктов.

Несмотря на турбулентность, рынок демонстрирует положительную динамику.

 

Локализация производства стала нашим ключевым направлением развития в последние годы. Наша основная цель – сохранить для потребителей в превосходном качестве все привычные продукты и хиты, которыми за долгие годы было окрашено множество объектов и миллионы квартир».

 

Среди ключевых тенденций развития рынка можно выделить рост спроса на декоративные ЛКМ среднего ценового сегмента. Так по оценкам участников рынка в последние годы многие потребители отказываются от экономичной продукции в пользу более дорогостоящей ввиду ее технологических преимуществ. По словам Екатерины Стрекалиной: «спрос на лакокрасочные материалы в эконом сегменте растет стабильно. При этом последние 2 года мы наблюдаем также возросший спрос на материалы среднего и среднего+ сегментов. Данному явлению способствует ряд факторов. Во-первых, положительная динамика роста строительства нового жилого фонда, люди стали активнее покупать недвижимость и вкладывать накопления в квадратные метры и ремонт. Пандемийный период заставил нас посмотреть на свое жилище по-новому и многие захотели улучшить качество жизни, в том числе за счет повышения уровня качества используемых материалов. Ограничения, возникшие в 2022 году также перенастроили приоритеты, люди стали больше вкладываться во что-то практичное, так, например, дорогой отпуск сменился более качественным и дорогим ремонтом дома».

Екатерина Балон отметила аналогичный тренд: «В эконом-сегменте наблюдается стабильный спрос, что характерно для большинства рынков. Однако и в этой категории растет интерес к более дорогим из доступных материалов, в то время как самые дешевые теряют популярность. Мы это связываем с тем, что настолько низкий запас маржинальности и, соответственно, качества, сокращает количество игроков, которые реализуют разовые продажи, и покупатели к ним не возвращаются. Средний сегмент также демонстрирует рост, привлекая потребителей как из эконом, так и частично из премиума».

 

Одним из наиболее активно растущих продуктов на рынке декоративных ЛКМ в 2023 году стали грунт-эмали 3 в 1. Данный вид краски по технологическим свойствам фактически лежит на стыке b2с и b2b сегментов, однако 90% спроса все же приходится на частных лиц.

Положительные приросты потребления имели место как в 2022, так и в 2023 г., в результате чего объем рынка увеличился в тоннаже за 2 года более чем на 8%.

 

Наиболее сильные рыночные позиции в 2023 г. в натуральном выражении (тонн) в РФ занимала компания ООО «Тиккурила», предлагающая продукцию как под премиум-брендом Tikkurilla Metallista, так и ТМ доступного ценового сегмента — ТЕКС Ржавостоп.

На втором месте по объему реализации в тоннаже был Акзо Нобель, выпускающий премиум-бред Hammerite, ставший нарицательным для всего фокусного сегмента в РФ.

Замыкало тройку лидеров предприятие из Республики Беларусь Диском, поставляющий в Россию премиальную продукцию под брендом Linni Max (бывш. Alpina).

 

Что касается перспектив развития декоративного сегмента ЛКМ, то, по оценкам Екатерины Балон, «в следующие 2-3 года положительные тенденции продолжатся. В качестве фактора роста следует учитывать растущий тренд на самостоятельный ремонт и отделку как форму заботы о доме и проявления креативности. Рост индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и загородного жилья также способствует увеличению спроса на широкий ассортимент декоративных и защитных материалов».

 

Аналогичного мнения придерживается и Екатерина Стрекалина: «последние несколько лет мы видим динамику устойчивого роста рынка. Несмотря на сложности, связанные с геополитической ситуацией и нестабильностью экономики, тенденции развития рынка можно оценить как положительные. В первом полугодии 2024 года мы уже получили ожидаемые результаты, уверена, что и итоги года мы подведем с приростом. Что касаемо сегмента грунт-эмалей 3 в 1, то здесь у нас твердая уверенность в росте спроса и, как следствие, увеличатся предложения от производителей. Если сравнить продажи грунт-эмалей 3 в 1 за первое полугодие, то по сравнению с 2022 годом, спрос в текущем году вырос на 100%».

 

Таким образом, по оценке «Смарт Консалт» рынок декоративных ЛКМ продолжит активное развитие и в текущем 2024 г., при этом флагманами спроса останутся материалы специального назначения.

SmartConsult Анализ рынка антикоррозионных ЛКМ 70 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще