Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 13 мая 2024
Александр Нигматуллин

У Cofix технологичный бизнес на уровне ведущих QSR брендов

Директор по развитию сети кофеен Cofix в России и СНГ специально для исследования рынка общественного питания 2023

— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

— В 2022 году бизнес продолжил восстановление после ковидных ограничений. До сентября мы демонстрировали довольно сильные показатели. Но после объявления частичной мобилизации мы, как и другие игроки рынка, испытали отток гостей. Из-за ухода fashion-брендов выручка кофеен, размещенных в торговых центрах, снизилась, а это весомая часть нашего портфеля локаций. Новые открытия в торговых центрах стали для нас рискованными. Мы переориентировали развитие только на стрит-ретейл и вынуждены были пересмотреть план открытий. Несмотря на это, Cofix продолжил развитие в России. Мы вышли в новые города: Саратов, Краснодар и Самару, где сейчас открыты уже 3 кофейни Cofix. Запустили новую b2b-модель мастер-франчайзинга, подписали первый контракт с Приморским краем и открыли там 3 первые кофейни (на сегодняшний день в регионе работают уже 5 точек Cofix).

2022 год стал для Cofix самым результативным со времен допандемийной реальности: мы открыли 75 кофеен. Большего прироста мы достигли только в 2018 году, хотя на тот момент все вводные были другими, и для развития в Москве было намного больше возможностей. 

— Какое влияние оказали волатильность рубля и уход с рынка иностранных дистрибуторов на формирование меню и ценовую политику компании?

— Волатильность рубля и инфляция ожидаемо сказались на росте себестоимости. (Наш основной продукт, кофе, является биржевым товаром.) К тому же были нарушены схемы поставок. При формировании ассортимента Cofix отдает предпочтение локальным производителям, но сырье и оборудование до сих пор часто идут из-за рубежа. Максимальное влияние оказывает рост цен на упаковку, а это наш core-продукт. Мы стараемся нивелировать повышение цен за счет печати бо́льших тиражей, по сути, замораживая денежные средства, но при этом имея больший коридор планирования. Также очень заметен рост цен на логистические услуги в связи с ростом цен на топливо.

В любой ситуации задача управляющей компании  находить решения для сохранения эффективности бизнес-модели. Для этого в 2022 году мы ввели четвертый объем стакана для напитков, индексировали розничные цены и изменили ценовое распределение ассортимента внутри меню. Сейчас, как и всегда, мы находимся в поиске новых производителей, которые хотели бы активно развиваться вместе, а также в поиске новых форматов. 

— Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2023 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней?

— В первой половине 2023 года мы столкнулись с замедлением спроса и оттоком гостей, что не могло не повлиять на нашу экономику. В то же время нужно отметить, что для нашего бизнеса, во многом зависящего от сезона и погоды, первая половина года часто менее прибыльная, чем вторая. Мы ожидаем положительную динамику во втором полугодии и рассчитываем увеличить выручку сети на 12% в сравнении с предыдущим годом. 

В 2023 году мы видим смещение спроса в сторону доставки и потребления внутри заведений общепита. Популярность формата to-go постепенно снижается, поэтому мы переосмыслили нашу стратегию, подходы к форматам, интерьеру и продуктам.

— Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Какие блюда и концепции набирают популярность?

— У нас достаточно стабильная наполненность чека: около двух наименований. Показатель увеличивается в локациях с посадкой и мягкой мебелью. Поэтому в регионах наш чек выше, чем в столице. Это вызвано тем, что в Москве многие гости все еще предпочитают брать напитки с собой и меньше проводят времени непосредственно в заведениях. Один из трендов, которые мы видим, это явный рост в кофейнях сегмента выпечки. Конкурентом кофейных сетей становится ретейл, где мы все чаще наблюдаем появление кафе. Если ранее это было особенностью премиального сегмента, то теперь их активно внедряют и в масс-маркете.

— Как Вы оцениваете ситуацию в сфере доставки? Изменился ли спрос на услугу в связи с окончанием пандемии коронавируса? Планируете ли развивать данное направление? Что у вас в приоритете – развитие собственной доставки или работа через сервисы-агрегаторы?

— Мы продолжаем сотрудничать с «Яндексом», но в портфолио Cofix доля доставки в выручке сети очень низкая, поскольку наша модель пока ориентирована на to-go потребность, и сами заведения расположены в местах высокого трафика, а не жилых зонах. Кроме того, еще не найдено решение, которое позволило бы нам обеспечить при доставке то же качество кофе, которое наши гости получают непосредственно в кофейне. Поэтому мы в большей степени концентрируемся на услуге предзаказа. Наши гости могут оформить его через приложение Cofix Club и забрать только что приготовленный бариста кофе в удобное им время в ближайшей к ним точке.

— Насколько успешно развивается франчайзинговое направление? Сохранился ли спрос на франшизу в текущей экономической ситуации? Оказываете ли поддержку партнерам?

— Спрос на франшизу в целом растет. Очевидно, что в период турбулентности предприниматели делают ставку на проверенные концепции, а не на собственные стартапы. Что касается кофейного сегмента, то интерес к нему чуть увеличился после пандемии и сейчас остается на том же уровне. На Cofix наибольший спрос, конечно, в Москве  это регион, где у нас самая большая узнаваемость. Но на этом рынке мы сфокусированы на уже действующих партнерах и развиваемся в большей степени с ними. В регионах у нас специфический продукт, мы ищем опытных предпринимателей, мастер-франчайзи, которые смогут представлять бренд в городе эксклюзивно. Здесь мы не зависим от спроса, а, напротив, создаем его  приходим к сильным региональным рестораторам и операционным командам, чьи ценности в развитии собственных проектов совпадают с нашими, и предлагаем им дополнить Cofix свой портфель брендов.

В Cofix для поддержки партнёров работает B2B-отдел, который доступен для решения всех вопросов франчайзи. Мы предоставляем полный комплекс услуг: от поиска помещения для кофейни и ее строительства «под ключ» до управления цепочками поставок. Оказываем юридическую, операционную и маркетинговую поддержку. Нам важно, чтобы партнер чувствовал себя уверенно, был готов не останавливаться на одном проекте и расти с нами дальше. 

— Изменился ли ваш подход к выбору локаций из-за падения трафика в торговых центрах? Какова стратегия развития вашей сети?

— Сейчас мы не делаем ставку на ТРЦ. Cofix уже присутствует в большинстве ведущих торговых центров Москвы. Здесь новые локации мы выбираем очень точечно. В то же время в регионах торговые центры остаются прекрасной возможностью заявить о себе на новом рынке, и поэтому там крупные ТРЦ являются для нас приоритетными локациями.

— Получила ли ваша компания какие-либо преимущества от ухода с рынка иностранных сетей? Например, приток новой аудитории или помещения в удачных локациях?

— Cofix – один из немногих международных брендов, который продолжил работу в России после 2022 года. Для нас уход с рынка крупных западных игроков в первый момент имел положительный эффект, благодаря которому в некоторых точках мы фиксировали рост количества гостей. Из-за активных и амбициозных локальных игроков конкуренция на рынке довольно быстро восстановилась и продолжила расти, поэтому мы не останавливаем работу по удерживанию уже лояльных покупателей и привлечению новых: предлагаем гостям новые продукты и концепции, организуем масштабные коллаборации и обмениваемся аудиториями с такими гигантами, как, например, МТС и «Яндекс». 

— Изменились ли маркетинговая политика, рекламный бюджет вашей компании за последний год? Как вы адаптировались к запрету в России крупных социальных сетей и отключению рекламы в Google?

— Мы пересмотрели рекламный бюджет в пользу VK, «Яндекс Директа» и «Яндекс Карт». В частности, у последних очень хороший функционал, который позволяет нам эффективно продвигать наши кофейни и продуктовые предложения, а также анализировать результаты кампаний. 

Что касается каналов коммуникации, то мы, будучи международным брендом, продолжаем, как и раньше, вести аккаунты на всех площадках, но видим, что все больше российских гостей переходят на страницу Cofix в Telegram, доступ в который не требует каких-то дополнительных инструментов. Сейчас у нас в Telegram наиболее активная и лояльная аудитория, живо реагирующая на наши публикации. Количество подписчиков там активно растёт органически и за счет того, что мы проводим на этой площадке эксклюзивные конкурсы, акции и продвигаем данный канал в программе лояльности Cofix Club (база пользователей которого на август 2023 года составляет более 500 тыс. чел.).

Очень хороший результат с точки зрения имиджа и привлечения гостей нам дают партнерства с такими крупными брендами, как «Яндекс», МТС, Skillbox, «Кинопоиск» и AliExpress, в рамках которых мы создаем совместные диджитал-cпецпроекты и офлайн-коллаборации в виде продуктовых лимитированных линеек и упаковок. 

Так, например, в июле 2023 года стартовала кампания с МТС Премиум. Cofix выпустил специальный стакан для горячих напитков и продвигал МТС на своих площадках. В ответ МТС включил Cofix в охватную рекламную кампанию, направленную на огромную аудиторию собственной экосистемы, а также на аудиторию сторонних платформ, таких, как VK, OZON и Mail.ru.

Также этим летом стартовала коллаборация с онлайн-кинотеатром «Кинопоиск», приуроченная к выходу нового сезона сериала «Пищеблок». Cofix запустил в продажу ограниченную серию «вампирских» продуктов, среди которых «Кровь красных ягод» в упаковке, имитирующей медицинский пакет с кровью. Напиток быстро стал виральным и привел в Cofix фанатов популярного сериала. 

Мы видим большой потенциал в подобных коллаборациях и продолжим работу в этом направлении в следующем году.

— Используете ли вы в своем бизнесе новые технологические решения?

— У Cofix технологичный бизнес на уровне ведущих QSR брендов, в том числе одно из лучших мобильных приложений на рынке для гостей Cofix Club. Последнее стало победителем конкурса «Золотое приложение 2022» сразу в трех номинациях: первое место в категории «Доставка продуктов и фудтех», а также второе место в категориях «Лучшее приложение для потребителя (b2c)» и «Лучший usability/UX приложения». Кроме того, мы запустили приложение для сотрудников Cofix Connect, благодаря которому объединяем персонал кофеен в единую команду.

В приложении Cofix Club есть система рекомендаций, основанная на AI-алгоритмах. Она помогает нам делать персональные предложения покупателям. Поскольку Cofix — международный бренд, мы также разрабатываем интеграцию с AI-сервисом по автоматическому переводу текстов на разные языки мира. Совсем скоро интерфейс, названия и описания блюд и акций в нашем приложении будут отображаться на нескольких языках мира. Такой «смартовый» подход позволяет нам не увеличивать штат администраторов приложения и не нанимать переводчиков. Наша цель  прийти к схеме, когда маркетолог или специалист продуктовой команды добавляет в приложение контент на локальном языке, а переводы делает AI.

— Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2023–2024 годах? Есть ли планы по открытиям новых ресторанов и расширению географии сети, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?

— Cofix прошел стадию бурного роста и практически полностью покрыл Москву, поэтому мы начинаем тестировать стратегии, позволяющие расширить территориальную представленность бренда. Сейчас мы создаем розничную модель, которую выведем в отдельный формат, направленный на абсолютно новое для Cofix потребительское поведение. Мы хотим не только научиться работать на площадках, которые ранее даже не рассматривали для развития нашей сети, увеличив тем самым потенциал по количеству открытий, но и привлечь новых гостей, дав им абсолютно новый уровень сервиса. Мы хотим сделать Cofix доступным в любой точке страны, для каждого города, и эта стратегия поможет реализовать наш план.

В регионах развитие будет более медленным, по сравнению с Москвой, так как стратегия выхода в новые регионы требует времени и значительных ресурсов. Мы будем показывать быструю динамику открытий только в тех городах, где мы уже запустили пилотные кофейни с мастер-франчайзи и перешли в стадию активного роста. Запуск региона с мастер-франчайзи занимает до полугода. Он включает в себя создание локальной фабрики-кухни и открытие 3–5 пилотных кофеен. Далее мы настраиваем процессы, фокусируемся на формировании и развитии команды, при необходимости адаптируем продуктовую линейку под потребности гостей, внедряем автоматизацию процессов логистики, реализуем маркетинговую стратегию запуска нового региона и только потом начинаем масштабироваться.

Также мы активно занялись подбором партнеров в странах СНГ. Развитие в странах ближнего зарубежья — одна из основных целей на ближайшие два года. Формой сотрудничества мы также выбрали мастер-франчайзинг и ищем сильного, стратегически мыслящего партнера в каждой стране. Можно уже назвать Армению, где первые кофейни откроются в ближайшее время. Также мы активно ведем переговоры с кандидатами на представление бренда Cofix в Казахстане, Узбекистане и Азербайджане.

Cofix продолжает развиваться и на европейском рынке. В этом году мы открыли первую тестовую кофейню Cofix в Испании, город Валенсия. Идет работа по выходу в такие страны, как Германия, Сербия, Чехия и Венгрия.

РБК Исследования рынков Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2023 85 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 28 мая 2024 Компания Гидмаркет Центральный ФО лидирует на рынке клининговых услуг, занимая чуть менее половины его объема Доля Центрального ФО превысила 47% в 2023 году

По данным исследования ГидМаркет в структуре выручки от оказания клининговых услуг по регионам наибольшая доля на протяжении периода с 2019 г. по 2023 г. остается за Центральным федеральным округом, в 2023 г. она составляет 47,6%, поскольку в данном федеральном округе высокая концентрация предприятий и организаций различного уровня, высокий спрос на услуги клининга, а также зарегистрированы крупнейшие операторы отрасли, имеющие зачастую производственные мощности в других федеральных округах. На втором месте Северо-Западный федеральный округ, в 2023 г. его доля составляет 18,9%. Далее следует Сибирский федеральный округ, его доля составляет 10,7%. Приволжский федеральный округ имеет в 2023 г. долю 8,4%, в течение исследуемого периода она снижается. Доля Уральского федерального округа довольно стабильна в течение всего исследуемого периода и составляет 5,7%, в Южном федеральном округе доля клининговых услуг увеличивается до 5,7% в 2023 г. Минимальные доли у Дальневосточного федерального округа: 2,7% в 2023 г., и у Северо-Кавказского федерального округа – 0,5%.

Показать еще