По данным "Анализа хлопковой промышленности в Узбекистане", подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг валовой сбор хлопка-сырца в Узбекистане вырос на 30,4% до 3,51 млн т. Страна входит в топ-10 стран мира по производству хлопка-сырца. Росту валового сбора культуры способствовало увеличение урожайности вследствие повышения эффективности земледелия.
Рост урожайности хлопка в Узбекистане в последние годы во многом связан с увеличением заинтересованности аграриев страны в связи переходом к кластерной системе, введенной в рамках «Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы». В соответствии с кластерной системой производственный цикл от выращивания культуры до производства пряжи, тканей, одежды и другой швейно-текстильной продукции производится одной вертикально интегрированной производственной единицей.
Переход к кластерной системе был необходимой мерой поддержки хлопковой промышленности, оказавшейся в кризисной ситуации в результате внесения узбекского хлопка в санкционный список США. В результате многие крупные потребители хлопка прекратили его закупки у Узбекистана, что снизило экспортную выручку. Согласно принятой Стратегии, Узбекистан с 2020 г отказался от экспорта хлопка в сырьевом виде и стремится наладить глубокую переработку продукции на своей территории.
В результате перехода к кластерной системе в хлопковой промышленности Узбекистана производство хлопкового волокна за период с 2019 г по 2023 г увеличилось на 41,3%, хлопчатобумажных тканей – на 59,3%, хлопчатобумажной одежды – на 78,0%. Коронавирусный кризис в Китае вынудил многих мировых производителей одежды снижать зависимость собственных производств от фабрик в Китае и обратить внимание на другие страны, в том числе Узбекистан. В результате уже сейчас в Узбекистане производится пошив одежды многих известных брендов.
Производство хлопчатобумажной пряжи продемонстрировало менее впечатляющую динамику – рост производства в 2019-2021 гг сменился сокращением в 2022-2023 гг. Большинство экспортеров хлопка-сырца переориентировались на производство на экспорт хлопковой пряжи, поскольку технология ее производства наиболее проста с точки зрения обработки сырья. В результате экспорт хлопковой пряжи существенно вырос и стал основным драйвером роста производства. Это не согласуется с целями Стратегии развития, в рамках которой государство стремится к производству хлопковой продукции с высокой добавленной стоимостью. В связи с этим были приняты меры, ограничивающие экспорт хлопчатобумажной пряжи, такие как экспортные квоты, пошлины, усложняются условия получения документации для открытия собственного кластера. Это обусловило снижение интереса производителей к хлопковой пряже и переориентацию их на ткани и одежду.