По данным «Анализа рынка чая в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г его выпуск в стране снизился на 6,2% и составил 138 тыс т. В августе 2022 г стало известно, что чайный бизнес Ekaterra (ТМ Lipton, Brooke Bond) уходит из России. До конца 2022 г планировалось остановить производство на принадлежащем компании заводе в Санкт-Петербурге. Возможно, желая занять долю выбывшего конкурента, в 2023 г крупнейший российский производитель чая ООО «Орими», заявил об увеличении выпуска продукции на 5-7% по сравнению с 2022 г на своем заводе во Всеволожском районе Ленинградской области.
За предшествующие 2019-2022 гг производство чая в России выросло на 32% и достигло 147 тыс т. Наиболее высокие темпы прироста наблюдались в 2020-2021 гг, что было связано с возросшим спросом на продукты питания домашнего потребления в период пандемии. Высокий уровень стресса, самоизоляция, удаленная работа способствовали более частому употреблению чая.
В России из-за особенностей климата собственного чая крайне мало: в промышленном масштабе он выращивается только в Краснодарском крае, поэтому страна практически на 100% зависит от импорта. При этом порядка 80% импорта приходится на чай, который представляет собой сырье, предназначенное для дальнейшей переработки и фасовки, и лишь 20% – готовая к продаже продукция.
На рынке прослеживается явная тенденция к сокращению доли готового импортного чая. Это связано с более высокой себестоимостью, а главное, с долгой логистикой, составляющей не менее месяца с даты заказа. По этой причине компания, реализующая подобный товар, должна держать большие запасы, чтобы быть готовой к перебоям с поставками и пиковым месяцам продаж. Кроме того, максимальную активность на российском рынке проявляют компании, которые имеют собственное производство на территории страны. Они контролируют подавляющую часть рынка и не заинтересованы в импорте готовой чайной продукции. Импортный фасованный чай в виде готового продукта на сегодняшний день представлен в основном в премиальном сегменте.