По данным «Анализа рынка нефтяных масел в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, их производство в стране в 2022 г снизилось на 20,6% и составило 3,96 млн т. Из-за сжатия спроса на российские нефтепродукты со стороны зарубежных покупателей и снижения внутреннего потребления, отечественные производители сократили выпуск готовых и базовых нефтяных масел.
В 2022 г заявили о прекращении своей деятельности в России крупные производители товарных масел: Shell и Total. В феврале-марте компании объявили о выходе из российских проектов и отказе покупать нефть и нефтепродукты из России. В мае было подписано соглашение о продаже активов ООО «Шелл Нефть» – сети АЗС и комплекса по производству смазочных материалов в Тверской области – ПАО «Лукойл». На предприятии вместо масел Shell стали выпускаться продукция марки Teboil. В 2022 г приостановил работу завод смазочных материалов Total в Калужской области. После продажи российскому менеджменту предприятие возобновило деятельность в марте 2023 г. На заводе стала выпускаться продукция под брендом Lemarc.
В 2022 г производители столкнулись с трудностями закупок импортных присадок и компонентов для выпуска товарных масел, особенного премиального сегмента. Кроме того, существует зависимость компаний от зарубежного оборудования и комплектующих.
В ближайшей перспективе производители нефтяных масел в России в большей степени будут ориентироваться на внутренний рынок. Для отечественных компаний появилась возможность занять место ушедших с российского рынка зарубежных брендов (Mobil, Castrol, Shell, Total, Elf и другие). К тому же, быстро перенаправить экспорт и восстановить его объемы затруднительно. Выход на новые рынки сбыта ограничен на фоне логистических барьеров. Крупные страны-потребители больше ориентированы на закупку сырья, чем готовой продукции. В 2018-2022 гг за рубеж отправлялось около 30% произведенных в стране нефтяных масел.