Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 25 декабря 2023
Филипп Лейтес

Наш бизнес построен вокруг качества продукта

Генеральный директор «Правда Кофе» специально для исследования рынка общественного питания 2023

— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

— Несмотря на трудности, с которыми мы столкнулись, в целом 2022 год стал для нашей компании годом реализованных возможностей. Мы смогли перестроить свои бизнес-процессы и научились жить в условиях высокой неопределенности. Безусловно, случившиеся события не позволили в полной мере реализовать планы по развитию, однако за 2022 год мы открыли более 30 новых кофеен и данный показатель оцениваем как вполне успешный.

— Какое влияние оказали волатильность рубля и уход с рынка иностранных дистрибуторов на формирование меню и ценовую политику компании?

— Ослабление рубля и высокая волатильность вызвали рост цен практически во всех товарных группах. Основной сырьевой ингредиент в нашей отрасли — это зеленый кофе, который полностью импортируется из-за рубежа, и его стоимость напрямую связана с курсом доллара. Рост цен на этот продукт (равно как и на все остальные) существенно увеличил себестоимость. В сложившихся обстоятельствах мы были вынуждены поднять цены на наши напитки. Поскольку мы являемся обжарщиками и самостоятельно обеспечиваем свежеобжаренным кофе нашу сеть, мы смогли частично нивелировать эти последствия за счет внутренних резервов и не допустить существенного роста розничных цен. Мы старались, чтобы это повышение не стало слишком обременительным для наших гостей и ограничились индексацией цен на 20–30 рублей.

Как и раньше, мы продолжаем работать преимущественно с российскими производителями, поэтому структура поставщиков существенно не изменилась. Многим из них потребовалось определенное время на замену сырья, выстраивание новых логистических цепочек и технологических процессов. 

— Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2023 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней?

— Результаты компании в первой половине 2023 года мы оцениваем с определенным оптимизмом. Выручка сети выросла на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Все мы научились жить и работать в текущих условиях, приобрели колоссальный опыт преодоления различных сложностей, поэтому с уверенностью можно сказать, что ситуация в этом году более позитивная и относительно стабильная. 

Маржинальность бизнеса по сравнению с прошлыми периодами немного сократилась, поскольку повышение розничных цен не покрывает в полной мере роста себестоимости вследствие продуктовой инфляции.

Основным драйвером рынка, на мой взгляд, станет стабилизация экономической, геополитической ситуации. Все кризисы когда-нибудь заканчиваются, и им на смену приходит развитие и экономический рост. 

Барьером, опять же, является экономическая ситуация — слабый и волатильный рубль, высокая инфляция, риски неопределенности. В этом году как никогда остро встал вопрос с рынком труда. Мы, как и вся отрасль HoReCa, столкнулись с кадровым дефицитом линейного персонала.

— Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Какие блюда и концепции набирают популярность?

— Кофе — продукт, от которого человеку тяжело отказаться, несмотря ни на что. Мы не видим какого-то сокращения потребления или снижения частоты покупок. Количество транзакций в этом году однозначно выше прошлогодних показателей, несмотря на то, что уехавшие в прошлом году из России люди — экономически активное население, которое попадает в нашу целевую аудиторию.

Средний чек в настоящее время вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это обусловлено не только инфляционным фактором, но и нашей системной работой над этим важным показателем. В 2022 году мы ввели в сети большой объем напитков, сейчас работаем над оптимальным меню и большое внимание уделяем сервису.

— Насколько успешно развивается франчайзинговое направление? Сохранился ли спрос на франшизу в текущей экономической ситуации? Оказываете ли поддержку партнерам?

— Франчайзинговое направление «Правда кофе» в данный момент развивается за счет органического роста и активности наших действующих партнеров. Все больше франчайзи открывают вторую и последующие кофейни, убедившись в жизнеспособности финансовой модели.

Мы наблюдаем сохраняющийся спрос на франшизу в текущей экономической ситуации и определенный запрос на работу непосредственно под нашим брендом.

Своим партнерам мы всегда оказываем всестороннюю поддержку и помощь.

— Изменился ли ваш подход к выбору локаций из-за падения трафика в торговых центрах? Какова стратегия развития вашей сети? 

— Стратегию развития нашей сети можно описать двумя направлениями:

Количественное развитие — открытие новых кофеен, выход в другие регионы; 

Качественное развитие — новые форматы с большей площадью, с полноценной посадкой и расширенным меню.

— Получила ли ваша компания какие-либо преимущества от ухода с рынка иностранных сетей? Например, приток новой аудитории или помещения в удачных локациях? Остаются ли свободные ниши сейчас?

— Уход с рынка иностранных сетей не оказал на нашу компанию практически никакого влияния, тем более что они оперативно были замещены новыми «местными» брендами.

У нас были разные концепции, различные форматы помещений, и поэтому нас нельзя было назвать прямыми конкурентами.

Кофейный рынок сейчас характеризуется очень высокой конкуренцией, особенно в Москве, и свободных ниш остается все меньше и меньше. 

— Изменились ли маркетинговая политика, рекламный бюджет вашей компании за последний год? Как вы адаптировались к запрету в России крупных социальных сетей и отключению рекламы в Google?

— Мы активно взаимодействуем с аудиторией в онлайн-среде — развиваем наши группы на таких платформах, как Telegram и «ВКонтакте».

Вовлекаем гостей через офлайн мероприятия. Например, каппинг или дегустации, которые погружают наших гостей в уникальную атмосферу компании и предоставляют возможность прямого общения.

Работаем в коллаборациях. Из последнего — проект с телеканалом «Москва 24», который дает широкий охват аудитории.

— Используете ли вы в своем бизнесе новые технологические решения (например, роботов, доставку дронами, решения на основе AI и т. д.)?

— Наш бизнес построен вокруг качества продукта — кофе, и процесса его правильного приготовления. Мы считаем, что новые технологические решения пока не могут заменить профессионального бариста. Робот, варящий кофе — это скорее инфоповод, чем история про вкусный и качественный напиток. 

Возможно, решения на основе искусственного интеллекта будут каналом коммуникации с гостем, инструментом сквозной аналитики и прогнозирования. 

— Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2023–2024 годах? Есть ли планы по открытиям новых ресторанов и расширению географии сети, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?

— В 2023–2024 годах мы хотим развивать сеть дальше, расширить присутствие в регионах и протестировать новые форматы заведений.

Важной текущей задачей является переход на обновленную программу лояльности.

Также мы сохраним фокус на развитие и обучение персонала, поддержание высокого качества продукта и стандартов сервиса.

РБК Исследования рынков Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2023 85 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 28 февраля 2024 BusinesStat В 2019-2023 гг оборот рынка франчайзинга в России увеличился на 12%: с 2,6 до 2,9 трлн руб. Уход западных компаний притормозил развитие рынка, но не привел к сокращению выручки.

По данным «Анализа рынка франчайзинга в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг оборот этого рынка в стране увеличился на 12%: с 2,6 до 2,9 трлн руб. Прибыльность и перспективность франшиз привлекала крупных инвесторов, а также малый и средний бизнес, способствуя росту рынка. Вместе с тем, до 2022 г все большее количество зарубежных франчайзинговых брендов обращали свое внимание на российский рынок. Международные компании видели в России большой потенциал и готовы были инвестировать во франчайзинговые проекты, чтобы расширить свое присутствие в стране. Такое сотрудничество стимулировало развитие отечественных франчайзинговых компаний и способствовало повышению качества и росту количества предлагаемых проектов.

Показать еще