После ухода иностранных брендов количество сетевых магазинов одежды в стране сократилось до многолетнего минимума. Вероятно, что в условиях сжатия рынка и роста популярности онлайн-канала количество магазинов уже не вернется на уровень 2019 года, но, несмотря на это, на рынке остается еще много освободившихся ниш, и количество магазинов по итогам 2023 года однозначно вырастет. Основными драйверами станут крупные федеральные сети, чьи стратегии развития предполагают открытие десятков и сотен новых точек.
Также можно предположить, что в новых условиях более значимую роль на рынке будут играть небольшие локальные бренды, а также, предоставляющие им площадку универмаги. В 2022 году интерес покупателей к локальным брендам значительно вырос и органически, и за счет маркетинга универмагов, торговых центров и маркетплейсов. Некоторые небольшие бренды могут воспользоваться окном возможностей и превратиться в заметных игроков рынка.
В 2022 году, вопреки ожиданиям не произошло массового выхода на освободившийся российский рынок сетей из «дружественных» стран. Возможно, что по мере стабилизации экономической ситуации, интерес зарубежных брендов к рынку все же вырастет и они станут инвестировать значительные средства в развитие своих сетей в России. Однако, на данный момент, более вероятным выглядит сценарий замещения иностранных сетей их аналогами, на подобии MAAG, «Син», SneakerBox и других новых сетей.
Важным ограничением для рынка остаются падение доходов населения, низкий уровень потребительской уверенности и снижение стандартов потребления на фоне кризиса. В этой связи, на рынке в очередной раз происходит масштабная миграция покупателей между ценовыми сегментами. Как правило, во время таких изменений в большей степени страдает средний ценовой сегмент, низкий – растет, а высокий остается стабильным. Подобная ситуация наблюдается и в настоящее время. Ретейлеры с демократичными ценами ведут наиболее масштабную экспансию и открывают большое количество магазинов. Расцвел и формат с самыми низкими ценами. Так, сеть магазинов «Смешные цены» за исследуемый период выросла с 575 точек до 788, «Экономаркет» – с 24 до 112 точек.
Игроки из среднего и высокого ценовых сегментов подходят к вопросу расширения сетей более осторожно. «В 2023 году мы планируем продолжать развивать формат корнеров в универмагах, а при благоприятных условиях возобновить развитие собственной розничной сети в новом формате более современного и более просторного магазина. Также в приоритете остается увеличение продаж и доли e-com, особенно собственного интернет-магазина», – рассказала в интервью основатель и креативный директор Akhmadullina Dreams Алена Ахмадуллина. Не нацелены на активное расширение сети и в JNS. «Мы рассматриваем открытие новых магазинов только в Москве и Санкт-Петерубрге, но не планируем это делать активно, так как сфокусированы на улучшении бизнес-процессов в действующих магазинах после такого стремительного роста торговых точек в прошлом году», – рассказал сооснователь компаний Lestate, Sport Point, JNS, NSP Роман Самсонов.
В сети 12 STOREEZ также предпочли интенсивный путь развития экстенсивному. Компания планирует увеличить качество продукции, сократить количество коллекций и перейти в сегмент «премиум». В магазинах планируется повысить качество обслуживания, но их количество сильно расти не будет: «Для бизнеса оптимальная цифра магазинов в России и за рубежом – 60. Поэтому будем придерживаться этой цифры. Стратегия нашей компании – строить максимально здоровый бизнес. Поэтому ежегодно мы будем закрывать магазины из нижней части внутреннего рейтинга эффективности розничной сети. И рассматривать открытие новых», – рассказала директор по электронной коммерции 12 STOREEZ Светлана Варцаба.
Динамика ответа на вопрос: «Планируете ли Вы экономить на покупках женской одежды в текущем году?», март 2016 г. – март 2023 г., % от опрошенных женщин, покупавших женскую одежду
Планы по развитию некоторых игроков