Главной особенностью отечественного рынка стекловаты уже много лет выступает экспортная активность производителей, даже несмотря не некоторое снижение. По расчетам агентства ABARUS Market Research, в 2021 году доля экспорта от общего объема производства составляла 33% (в 2018 году этот показатель был еще внушительнее и достигал 41%). Для сравнения, экспорт каменной ваты сейчас равняется 10-12% от суммарного объема выпуска, а в сегменте экструдированного пенополистирола этот показатель не превышает 9%.
Экспортное будущее российской стекловаты до сих пор выглядело довольно благополучно, но в 2022 году экспорт упал на 33%, так как заметная доля продукта шла в «недружественные страны». Как и ожидалось, снизился экспорт в Чехию, Польшу, Швецию, Румынию, Великобританию и ряд других западных стран. Даже Сербия сократила закупки наполовину. Но есть надежда, что в ближайшие несколько лет экспортные потоки должны стабилизироваться. Крупные отечественные концерны наверняка найдут новые рынки сбыта взамен ушедшим, и производство постепенно тоже пойдет в рост.
Но пока на этом рынке сложные времена. В 2022 году производство упало более чем на 20%, и в 2023 году снова ожидается падение. Внутренний рынок не сможет оперативно переварить привычный объем материала, а для того, чтобы закрепились новые экспортные направления, необходимо время.
Ключевой новостью прошлого года было заявление холдинга «ТехноНИКОЛЬ» о планах строительства собственного завода стекловаты. Конечно, данный сегмент теплоизоляции не настолько перспективен, как сегменты каменной ваты, пенополистирола или PIR, но появление четвертого игрока здесь по-прежнему необходимо. Когда на рынке емкостью 11-12 млн куб. метров долгое время работают всего три концерна (ISOVER, URSA и KNAUF), рост концентрации неизбежен. Так, в РФ с некоторых пор более 50% производства приходится на одну торговую марку. И это не способствует здоровой рыночной конкуренции.
Если «ТехноНИКОЛЬ» все же построит завод, то структура рынка неизбежно изменится, в первые годы деятельности «ТН» может оттянуть на себя около 10-15% всех продаж стекловаты, а в дальнейшем холдинг способен увеличить долю до 25%.