По данным «Анализа рынка теплозвукоизоляционных материалов и изделий в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г их производство в стране снизилось на 8,3% и составило 78 млн м3. Санкционный кризис с одной стороны привел к спаду продаж внутри страны, с другой – к потере покупателей из-за рубежа, а, следовательно, сокращению экспорта продукции.
В предыдущие 2018-2021 гг производство изоляционных материалов выросло на 26,2%: с 67 до 85 млн м3. Значительный прирост выпуска пришелся на 2021 г (+30,9%), на что повлияло оживление спроса на продукцию в строительной отрасли.
На российском рынке преобладают теплозвукоизоляционные материалы отечественного производства, и структура выпуска в целом повторяет структуру продаж. В 2018-2022 гг доля минеральной изоляции составляла в среднем 57% от общероссийского производства, доля полимерной изоляции – 23%, доля продукции на основе стекловолокна – 20%.
В России последние 7 лет не открывали новых предприятий для производства минерального волокна, что эксперты связывают с дороговизной оборудования и долгим сроком окупаемости новых заводов, а также с нехваткой готовой инфраструктуры. Участники рынка отмечают, что мощности по производству минеральной изоляции были почти полностью загружены в конце 2020 г, и в 2021 г возникли сложности с удовлетворением нового витка спроса. В итоге часть потребителей переориентировалась на другие виды изоляции. Так, по словам представителя «Технониколь», недостаток минваты для профсегмента в 2021 г удалось компенсировать, комбинируя минеральные и полимерные материалы.