В 2018 г. правительство договорилось с самыми крупными дистрибуторами топлива вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, что они с начала лета 2018 г. не будут повышать цены на автозаправках.
Осенью 2018 г. нефтяные цены начали достигать многолетние максимумы из-за падения добычи в Венесуэле и Иране: Brent в октябре 2018 г. подорожала до $86,29. Следом поднялись оптовые цены на нефтепродукты в России, а цены на автозаправках продолжали стоять на месте по договоренности с правительством. Больше всего в этой ситуации пострадали независимые автозаправки. Все это привело к существенному снижению маржинальной доходности автозаправок по итогам 2018 г.
В 2019 г. начало происходить восстановление маржинальности розничной реализации бензина, в то время как оптовые продажи стали невыгодны по сравнению с экспортом, что стимулировало производителей увеличивать продажу бензина через собственную сеть автозаправок. В частности, в 2019 г. Роснефть и Татнефть наращивали розничные сети.
Пандемия коронавируса в 2020 г. негативно отразилась на отрасли, впервые в исследуемом периоде сократив рынок автозаправок.
По итогам 2020 г. объем рынка составил 2 469 млрд руб., что ниже уровня 2019 г. на 5,4%. Главной проблемой стало снижение спроса из-за падения автомобильного трафика на фоне введения ограничений, связанных с коронавирусом, и как следствие, дальнейшее снижение маржи у операторов и поставщиков.
При этом 2020 г. в очередной раз продемонстрировал многолетнюю проблему отрасли дисбаланс спроса и предложения, возникающий в кризисные моменты и приводящий к необоснованным и скачкообразным изменениям стоимости топлива.
В начале 2021 г. спрос продолжил падать, в связи с чем нефтяные компании были вынуждены сократить производство топлива, однако после снятия ограничений внутри страны спрос резко вырос и превысил допандемийные значения. Уже весной 2021 г. спрос на топливо внутри страны превысил показатели 2020 и 2019 гг., в то время как поставляемые производителями объемы оказались ниже в результате ошибок в планировании. Образовавшийся дефицит на фоне всех этих причин привел к новому увеличению цены топлива на бирже.
Однако по итогам 2021 г. объем рынка остался практически на уровне 2020 г. Менее всего пострадали компании с высокой операционной эффективностью, которые за счет цифровизации и гибкости бизнес-модели сумели быстро адаптироваться к новым условиям.
По предварительной оценке ГидМаркет, объем рынка автозаправок по итогам 2022 г. вырос на 8,6% и составил 2 680 млрд руб., что выше уровня 2018 г. на 14,5%.