По данным «Анализа рынка бытовой химии в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г ее импорт в страну снизился на 9,4% и составил 312,2 млн шт. Дело в том, что после начала спецоперации на Украине многие транснациональные компании ограничили сотрудничество с российскими предприятиями до нормализации внешнеполитической обстановки. Procter & Gamble, Unilever, Kao Group снизили поставки, сократили ассортимент и приостановили рекламную и инвестиционную деятельность в России. Немецкий концерн Henkel принял решение уйти из страны и продал российский бизнес местным инвесторам.
Наибольшее падение импорта в 2022 г отмечалось по следующим направлениям: Италия (на 33,8 млн шт), Германия (на 25,4 млн шт), Великобритания (на 23,8 млн шт), Франция (на 22,5 млн шт). При этом существенно выросли поставки из Турции (на 34,4 млн шт), Польши (на 24,2 млн шт) и Китая (на 13,5 млн шт). Вероятно, поставки бытовой химии из Турции на фоне сокращения импорта из ЕС будут в ближайшие годы только расти. Во-первых, Турция предлагает достаточно широкий ассортимент качественных местных товаров бытовой химии (ТМ ABC, Bingo, Doa, Kalyon, Peros, Seba). Кроме того, здесь работают фабрики международных гигантов P&G, Henkel, Reckitt, Unilever. Во-вторых, Турция сохраняет нейтралитет в ситуации вокруг Украины. В-третьих, неоспоримым преимуществом Турции в качестве торгового партнера России является удобная логистика: в основном грузы перевозятся морским транспортом. В Новороссийске располагается мощный морской порт с пропускной возможностью свыше 200 млн т в год, поэтому доставка занимает не более 7 дней. К тому же транспортировка морем довольно экономична в сравнении с другими видами грузоперевозок.
В 2020 г объем ввоза бытовой химии в Россию снизился на 4,6% и составил 336,9 млн шт. Падение импорта было связано с резким удорожанием иностранной продукции на фоне девальвации рубля и нарушением логистических цепочек из-за пандемии.
С декабря 2022 г в России действует пошлина в размере 35% на ввоз моющих и чистящих средств из США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Польши. Предполагается, что ставка будет действовать до 31 декабря 2023 г включительно. Ввод повышенной пошлины приведет к ответному удорожанию продукции из «недружественных стран». Это негативно отразится на спросе, поскольку в 2022 г совокупная доля стран, в отношении которых введена ставка 35%, была достаточно высокой – 19,1% в натуральных поставках бытовой химии на российский рынок и 18% – в стоимостных.