По данным "Анализа рынка декоративной косметики в Беларуси", подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г ее продажи в стране сократились на 13% и составили 20,7 млн шт. Для рынков стран СНГ характерна высокая доля импорта в продажах косметических средств. Санкции в отношении России и Беларуси привели к сбою логистических цепочек, увеличению расходов на доставку импортной продукции и сырья для внутренних производств. В результате, в 2022 г средняя цена декоративной косметики в стране выросла на 24%: с 14,2 до 17,5 бел руб за шт. Косметика не является предметом первой необходимости, имеет длительные сроки хранения, и спрос на нее может быть временно отложен при неблагоприятных экономических условиях. В 2022 г рост цен на фоне сокращения доходов потребителей привел к падению продаж декоративной косметики.
В 2019 г продажи декоративной косметики в Беларуси были максимальными за последние 5 лет. В 2019 г было реализовано 25,5 млн упаковок косметических средств, что на 8% больше, чем в 2018 г. Рост доходов населения способствовал увеличению продаж как импортной косметики, так и продукции внутреннего производства.
В 2020 г в условиях пандемии продажи декоративной косметики в стране сократились на 16% – до 21,3 млн шт. Из-за карантинных ограничений люди стали меньше посещать общественные места, носить средства индивидуальной защиты. Таким образом, потребность в декоративной косметике снизилась, расходы потребителей были в большей степени направлены на товары и услуги первой необходимости. В 2021 г произошло частичное восстановление продаж декоративной косметики – на 13% относительно 2020 г (до 24 млн упаковок). В 2022 г рынок столкнулся с новым санкционным кризисом.
В ближайшие годы продажи декоративной косметики в Беларуси постепенно вернутся к уровню докризисного 2019 г. Рост продаж будет ограничиваться сокращением населения страны. Сохранятся тенденции, сформированные в кризисные 2020 г и 2022 г: увеличение доли недорогой косметики отечественного и китайского производства и рост онлайн-продаж.