По данным «Анализа рынка кофе в странах СНГ», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г импорт кофе в страны СНГ сократился на 0,7% до 329 тыс т. В 2022 г значительно выросли мировые цены на зеленый кофе, а также увеличились логистические издержки поставок кофе в Беларусь, Россию и Украину. Все это негативно сказалось на динамике импорта.
Проведение специальной военной операции России в Украине привело к блокировке морских портов Украины в акватории Черного моря, что явилось причиной остановки морских перевозок. Теперь импорт кофе в страну осуществляется с помощью наземного транспорта.
По политическим мотивам с российскими портами отказались работать крупнейшие мировые компании, занимающиеся контейнерными перевозками. О приостановке приема заказов объявили датская компания Maersk, швейцарско-итальянская MSC (Mediterranean Shipping Company), французская CMA CGM, японская ONE (Ocean Network Express), немецкая Hapag-Lloyd, тайваньская Yang Ming. В 2022 г объявила о прекращении своей деятельности на российском рынке и приостановке продаж кофе в Украине итальянская компания Lavazza. О прекращении поставок кофе в Россию объявила компания Nestle, занимающаяся выпуском капсульных кофемашин и капсул для них под торговой маркой Nespresso.
Санкции были введены и в отношении Беларуси. В апреле 2022 г введен был запрет на въезд белорусских грузовиков на территорию Евросоюза. Беларусь в ответ разрешила европейским перевозчикам въезд только на приграничные территории. Теперь грузовые автомобильные перевозки между Беларусью и странами Евросоюза выполняются в режиме перецепки или перегрузки грузовиков в приграничной зоне Беларуси.
С целью избежания дефицита жареного кофе с 28 марта по 30 сентября 2022 г была обнулена ставка таможенной пошлины на ввоз в страны ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия) жареного кофе в зернах. Это помогло не допустить большего снижения импорта кофе в страны региона.