По данным «Анализа рынка лекарственных средств в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, в 2021 г розничные продажи лекарственных средств в стране просели на 7%: с 5,16 до 4,81 млрд упаковок. Пик продаж был достигнут в марте 2020 г на фоне пандемии коронавируса, после этого продажи лекарств в стране снижались.
Рост продаж лекарств в марте 2020 г оказался самым значимым в России за последние 10 лет. На фоне введения ограничительных мер и ослабления рубля люди закупали лекарственные препараты впрок, ожидая повышения цен на них. В последующие месяцы 2020 г ажиотажного спроса на лекарства не наблюдалось. Потребители, пополнив запасы, снизили закупки. По итогам 2020 г продажи лекарственных средств в России составили 5,16 млрд упаковок, что было на 2% ниже уровня 2018 г (5,25 млрд упаковок).
Распространение коронавируса изменило конъюнктуру рынка. Любые новые публикации о препаратах для лечения или профилактики заболевания приводили к ажиотажному спросу на них и, как следствие, дефициту на рынке. В 2020 г максимально выросли продажи противомикробных средств для системного применения. Среди них наибольшим спросом пользовались противовирусные препараты: «Арбидол», «Номидес» и «Ингавирин».
В 2022 г прямых санкций на поставки лекарственных средств в Россию не вводилось. Внешнеполитический кризис в большей степени негативно сказался на взаиморасчетах и логистике. Кроме того, после начала военной спецоперации некоторые зарубежные фармкомпании (AbbVie, Eli Lilly, Janssen, MSD, Novartis, Pfizer) заявили о прекращении инвестиций и приостановке новых клинических исследований в России.