― Каким был 2021 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей?
― Год был интересным из-за большого количества неопределенностей. Прошли мы его хорошо, со значительным ростом выручки, почти на 50%.
― Какое влияние на рынок и компанию оказали новые антироссийские санкции? Какие меры вы предпринимаете для адаптации к возникшей ситуации?
― Санкции оказывают значительное влияние на поставщиков продуктов и оборудования. К примеру, цены на лосось выросли почти в два раза. Продукты мы закупаем у отечественных производителей, но вот ингредиенты у них часто импортные. Из-за перебоев с поставками отсутствие даже одного из них может парализовать все производство.
Пока мы справляемся, находим аналоги. Но цены растут. Уменьшаем косвенные расходы, такие как площадь офиса, бумага, салфетки и прочие расходные материалы, не трогая основной продукт.
― Наблюдаете ли вы изменения в уровне спроса на услуги доставки?
― Сегмент доставки в Москве растет, что связано с изменением привычек людей. Большое значение имеет ассортимент блюд. Мы используем качественные ингредиенты и предлагаем не только пиццу: у нас большой выбор блюд из разных кухонь мира. По сути, мы стали достойной альтернативой, например, вечеру в хорошем ресторане.
― Как вы оцениваете результаты компании в первом квартале 2022 года, а также отдельно в марте-апреле 2022 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней?
― Результаты FoodBand в первом квартале хорошие. В марте-апреле произошло перераспределение рынка: выручка росла за счет ухода с рынка иностранных конкурентов. При этом рост цен негативно сказался на прибыли.
― Удалось ли вам воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса? Как оцениваете их эффект?
― Адресная поддержка ― это хорошо, но только для тех, кто ее получает. Участники рынка оказываются в неравных условиях.
Поэтому лучше упрощать работу и снимать бюрократические ограничения сразу для всех. Например, снижать комиссии за прием платежей, минимизировать стоимость установки и подключения касс и т.д. Любые действия, которые упрощают работу и снижают косвенные расходы для всего рынка ― это самая лучшая помощь.
― Насколько повлияли на маржинальность бизнеса новые санкции и волатильность рубля? Какую ценовую политику планируете применять до конца 2022 года?
― Цены на некоторые продукты выросли в 1,5-2 раза. Потому и мы немного повысили цену ―скорее, вынужденно. Сейчас все быстро меняется, поэтому мы действуем по ситуации. В вопросе цен важно держать руку на пульсе, чтобы не уйти в минус.
― Как складываются ваши отношения с поставщиками? Возникали ли за последнее время перебои в поставках продуктов?
― Мы в FoodBand всегда открыты новым качественным поставщикам, хотя у нас хорошие отношения и с текущими. Из-за роста курса доллара и отсрочки платежа поставщики попали в ловушку, поскольку снизилась покупательная способность полученных ими средств. Чтобы поддержать поставщиков, мы значительно сократили отсрочку платежа, и получили за это хороший дисконт.
В меню у нас постоянно появляются новинки, вне зависимости от ситуации ― есть и что-то экзотическое, вроде гавайского поке с креветками, есть и блюда для вегетарианцев с тофу, есть и милая русскому сердцу жареная картошка с мясом и грибами. Мы умеем все или почти все. Хотя пицца FoodBand и ее вариации по-прежнему самые любимые у большей части аудитории.
― Заметили ли вы изменения в поведении клиентов? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2021 годом?
― Чек вырос из-за работы с ассортиментом. Был ₽1 400, стал ₽1 650. У нас появились новые вкусные пиццы-хиты, например, «Груша Блю Чиз» с соусом из манго и чили, уникальная по составу «7 Сыров» и хит продаж «Парма Рукола». Сейчас вводим недорогие роллы. Скоро улучшим и лапшу вок. Стало выгоднее заказывать на компанию из-за скидок на большие заказы. Число заказов тоже растет, но не так быстро, как выручка.
― Как вы оцениваете влияние от ухода или приостановки работы в России ряда иностранных операторов общепита?
― Нужно понимать, что причина нашего роста сейчас ― это уход конкурентов. Если взять рынок ресторанов в целом, то, думаю, он просел. Некоторые рестораны закрываются, освобождая свои отремонтированные помещения. Это позволяет другим занять их место с более дешевым и модным продуктом. Некоторые люди так и делают, покупая у нас франшизу FoodBand. За май только в Подмосковье мы продали две. У нас отличный продукт и автоматизация: покупать франшизу сейчас получается выгоднее, чем делать все с нуля.
― Какие инструменты маркетинга вы оцениваете как наиболее эффективные? На какие каналы коммуникации с клиентами делаете ставку сейчас?
― Мы стали больше тратить на «ВКонтакте» и «Яндекс.Директ». Есть и хорошие партнерские интеграции FoodBand с другими компаниями, с узнаваемыми медиа-персонами, журналистами, инфлюенсерами.
Также мы увеличили расход на блогеров, которые снизили цены на рекламу и готовы на оплату по результатам. Общий бюджет рекламы сейчас около 5 млн в месяц.
― Какие направления деятельности будут в фокусе компании во второй половине 2022 и 2023 году? Есть ли планы по расширению географии доставки, экспериментам с новыми форматами работы?
― В 2022 мы полностью покрыли Москву. Средняя скорость доставки составляет 42 минуты. Теперь запускаем продажу франшизы FoodBand по всей России, о чем нас давно просили. Также ищем надежных партнеров из других стран. Кроме того, планируем продвигать собственный продукт для автоматизации ресторанов.
― Как оцениваете перспективы развития отрасли в ближайшие 1-2 года?
― Влияние санкций будет сильным: выживут сильнейшие игроки. Затем, когда все это закончится, они станут лидерами рынка. Будем надеяться на лучшее и делать все, что от нас зависит, чтобы это лучшее произошло.