Новая геополитическая реальность 2022 года вынудила многих иностранных производителей покинуть российский рынок, в том числе и крупных игроков отечественного рынка биологически активных добавок.
Так, американская компания Herbalife Nutrition полностью уходит с российского рынка, закрывая все 62 центра продаж и прекращая поставки продукции, включая протеиновые коктейли и батончики, БАД, средства для ухода за кожей и волосами и пр. На сегодняшний день распродаются складские остатки, а многих наименований биодобавок уже нет в наличии.
Немецкая химико-фармацевтическая компания BAYER заявила о приостановке деятельности в России. Данные меры коснулись рекламы и финансовых вложений на реализацию инвестиционных проектов, а также новых деловых предложений. Отметим, что BAYER совместно с ООО «Макиз-Фарма» к концу 2022 года планировали начать выпуск БАД — Кальцемина, Терафлекса, Антифлу Кидс и пр. Однако в настоящее время проект заморожен.
Также о сокращении инвестиций и рекламной деятельности сообщали такие компании, как ELI LILLY, NOVARTIS, GlaxoSmithKline, PFIZER Inc., SANOFI и др.
Таким образом, в создавшихся условиях на фоне введения масштабных экономических санкций для отечественных производителей БАД, как молодых игроков, так и уже хорошо зарекомендовавших себя, открывается вакантная ниша. Тем не менее, как отмечают эксперты, по-прежнему на рынке стабильные позиции занимают иностранные бренды, которые реализуют биодобавки преимущественно через аптечные сети — Solgar, Queisser Pharma и другие. Данные компании не планируют уходить из России, напротив, заявляют о продолжении и расширении деятельности.
Отметим, что на протяжении последних 3-х лет отечественный рынок биологически активных добавок демонстрировал постоянно растущий спрос. В период 2019-2021 гг. среднегодовой темп роста (CAGR) составил в стоимостном эквиваленте около 10,62%. Что касается текущего года, то за первые семь месяцев 2022 года, согласно оценке SmartConsult на основании данных экспертного опроса и открытых источников, объем рынка БАД в России составил ~55 млрд руб., что на 24,4% выше аналогичного периода прошлого года.
Большинство представителей отрасли сходится во мнении, что в среднесрочной перспективе неизбежно увеличение доли отечественных производителей в совокупном потреблении БАД за счет появления новых игроков и развития контрактного производства на территории России.
Что касается спроса со стороны потребителей, то в марте 2022 года на российском рынке наблюдался достаточно резкий рост продаж: +75% к уровню марта 2021 года и +42,3% — к февралю текущего года. Данный факт, прежде всего, обусловлен желанием российский граждан запастись БАД на фоне страха перед возможным увеличением цен и возникновением дефицита продукции ввиду ухода зарубежных брендов. В настоящее время ситуация стабилизировалась.
Таким образом, по оценке SmartConsult, снижение покупательной способности российских граждан, повсеместное повышение цен и уход с рынка многих популярных продуктов приведут во второй половине 2022 года неизбежно повлекут снижение темпов развития отечественного рынка БАД, а возможно и выраженное падение спроса.