Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
ABARUS Market Research, 20 июня 2022

Чем подогреть рынок стекловолоконной теплоизоляции

Рынок стекловаты сильнее привязан к частному домостроению по сравнению с базальтовой ватой, но при этом он более чувствителен ко всевозможным кризисным явлениям

На российском рынке стекловаты сплошь зарубежные бренды – KNAUF, ISOVER, URSA. И если еще совсем недавно это не вызывало никаких вопросов, то в нынешних реалиях, в эпоху «великого исхода иностранцев из России», выглядит довольно необычно. Пока ни один из этих игроков не объявлял об уходе, да и ожидать этого было бы странно. Весь рынок стекловолоконной теплоизоляции – по расчетам агентства ABARUS Market Research это 8-9 млн куб. метров в год – поделен на троих игроков. Кто же захочет терять такую долю?

Буквально несколько месяцев назад появилась информация, что холдинг «ТехноНИКОЛЬ» собирается построить собственный завод по выпуску стекловаты в Поволжье. Рынок этого события долго ждал – появление нового стекловатного завода с российским капиталом впервые за несколько десятков лет. Осуществив задуманное, «ТехноНИКОЛЬ» станет единственным игроком в стране, имеющим в своем производственном активе сразу четыре вида теплоизоляции: каменная вата, стекловата, экструзионный пенополистирол (XPS) и плиты PIR. Но состоится ли теперь строительство? Ведь рынок стекловаты болезненно реагирует на всевозможные кризисы.  Например, после 2014 года он в основном больше падал, чем подрастал, и более-менее заметное увеличение производства – на 9,2% – состоялось совсем недавно – в прошлом 2021 году. Так что в ближайшее время этому сегменту придется нелегко.

Немаловажный вопрос – что будет с экспортом? Стекловата активно экспортируется, как, наверное, никакой другой строительный материал. Доля экспорта от производства в 2018 году достигала 41%, постепенно снизившись до 33% в прошедшем году. Основные рынки сбыта: Украина, Казахстан и Беларусь, вместе с другими государствами СНГ экспорт в эти страны составлял примерно 70%. Оставшиеся 30% поставок приходились на западные, недружественные теперь нам страны: Румынию, Польшу, Чехию, Швецию, Великобританию, Финляндию и другие. Таким образом, экспорт стекловаты в 2022 году может упасть сразу на 30%, если не будут найдены другие направления.

В сегменте каменной ваты тоже ожидается падение, но там можно рассчитывать на господдержку, федеральные и региональные программы по стимулированию ввода нового жилья, утепление жилищного фонда по капитальному ремонту, а также возведение новых заводов в рамках импортозамещения (каменная вата широко применяется в промышленном строительстве). Стекловата в капитальном ремонте почти не участвует, технических видов утепления в ассортименте тоже немного.

Поэтому здесь основная надежда на частную стройку. А она растет! В 2020 году доля индивидуального домостроения в общем объеме ввода нового жилья увеличилась до 48%, а в 2021 году – до 53%, при средних показателях 43-44% в течение последних двадцати лет. В наступившем 2022 году процент ИЖС и вовсе взлетел до невиданных ранее высот – по состоянию на январь-май он достиг 63%. И если по итогам года строительство нового жилья составит хотя бы 87 млн м2 (в прошлом году было 92,6%), но на индивидуальное домостроение из этого объема придется не менее 54 миллионов квадратных метров. И все эти метры необходимо будет утеплять.

ABARUS Market Research Российский рынок стекловаты в первой половине 2022 года 54 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 10 апреля 2024 РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2023 Опрос, проведенный «РБК Исследованиями рынков» в августе 2023 года среди 3700 россиян в возрасте 18-54, зафиксировал изменения позиций четырех крупнейших игроков рынка фаст-фуда в рейтинге наиболее популярных сетей

Сеть «Вкусно — и точка» смогла органично занять нишу McDonald's на рынке. За первую половину 2023 года рестораны сети посетили 59,7% россиян в возрасте 18-54 лет (опрашивались жители городов России, с численностью населения свыше 100 тыс. человек). По данному показателю компания пока уступает KFC и Burger King, но аудитория «Вкусно — и точка» является более лояльной, и по доле постоянных посетителей преемник McDonald's занимает первое место в рейтинге. В июле 2023 года 44,3% респондентов ответили, что обычно посещают рестораны «Вкусно — и точка». Хотя это меньше, чем было у McDonald's в 2021 году (50,9%), однако учитывая темпы расширения сети, можно полагать, что в ближайшие годы показатели ушедшей с рынка американской сети будут достигнуты.

Показать еще