Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
ABARUS Market Research, 17 июня 2022

Рынок теплоизоляции в 2022 году находится в ожидании поглощений

Казалось, что процесс консолидации на рынке каменной ваты уже завершен, и роли ведущих игроков четко определены, но стабильность опять отменяется

2020 год стал неожиданно удачным для рынка теплоизоляции, несмотря на «ковидную» панику первого полугодия, а 2021 год – оказался еще лучше. Потребление утеплителей росло так активно, что его не мог сдержать даже космический рост цен (на 70-80% и выше). Тем сильнее будет стресс от провала, который ожидается в текущем 2022 году.

На рынке каменной ваты всегда было не скучно: после кризиса 2008-2009 гг. производителей насчитывалось больше, чем полсотни, одни игроки разорялись, на их место приходили новые, многие заводы успели сменить собственников и благополучно продолжают развиваться. Но в течение последних трех лет картина расстановки сил практически не менялась, и это наводило на мысль о конце процесса передела рынка. Сформировались три холдинга-лидера и десяток заводов «второго эшелона». Всем хватало места под солнцем, так как работы для утеплителей на отечественной стройке более чем достаточно.

Точно таким же обещал стать и 2022 год – благополучным, но без особых сюрпризов. Однако в стабильность рынка внезапно вмешалась большая политика. Начало специальной военной операции в Украине в первые же дни отразилось на ключевых экономических показателях не самым лучшим образом. Особенно болезненно восприняли СВО иностранные игроки и инвесторы, а на российском рынке теплоизоляции компаний с зарубежными брендами довольно много. Кто-то уже заявил об уходе, кто-то пока не решается терять нажитые многолетними усилиями активы, но в любом случае потери еще дадут о себе знать, и в ближайшие несколько лет в сфере производства минеральной ваты ожидаются поглощения.

Есть ли на рынке признаки усиления монополизации? Об этом встречаются различные мнения. Согласно оценке аналитического агентства ABARUS Market Research, по состоянию на начало 2022 года процесс укрупнения был в завершающей стадии. Он замедлился в 2018 году, когда холдинг «ТехноНИКОЛЬ» приобрел завод «Изовол» и увеличил свою долю от общего производства с 39% сразу до 44%. У холдинга «Роквул» в то время было чуть больше 19%, а Isoroc/Saint-Gobain располагал около 11%. После этого доля лидеров перестала расти, так как игроки второго эшелона («Эковер», Baswool, Paroc, Богдановичский (IZBA), «Евроизол», «Теплант» (Vattarus), «Тизол» и другие) тоже не сидели сложа руки. Более того, даже в условиях затянувшегося кризиса открывались новые заводы (из недавних запусков можно вспомнить кемеровский Isoprof в 2021).

Да, «ТехноНИКОЛЬ» с большой долей вероятности может подхватить активы какого-нибудь уходящего зарубежного игрока. Мощности финского завода «Парок», например, составляют 50 тыс. тонн (около 1 млн куб. м в год), а завода DoorHan в Воронежской области – порядка 600 тыс. куб. м в год. Но даже если «ТехноНИКОЛЬ» пополнит свою «утеплительную бригаду» еще одним заводом (кстати, также есть планы строительства новых мощностей в СЗФО), то к 2025 году ее доля максимально увеличится до 47%, то есть всего на 3-4% по сравнению с текущим положением. Правда, в масштабах страны каждый процент рынка – это миллионы кубических метров теплоизоляции.

Было время, когда антимонопольное законодательство РФ запрещало занимать одному игроку более 40% рынка. Правда, эти законы работали в спокойных и предсказуемых условиях, но сейчас снова наступили непростые времена.

ABARUS Market Research Российский рынок минеральной (каменной) ваты в первой половине 2022 года 72 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще