Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 14 апреля 2022

Деревянное домостроение и вызовы 2022

Интенсивно растущий в 2020-2021 гг. рынок деревянных домов в текущем году, как и все прочие сегменты недвижимости, столкнулся с новой геополитической реальностью. Что ждет игроков?

Пандемия COVID-19 и возникшие вследствие нее ограничения побудили многих россиян построить деревянный дом в 2020 году. В 2021 данная тенденция только усилилась: объем рынка малоэтажного индивидуального строительства увеличился в натуральном выражении на 23,4%. При этом одним из наиболее динамично развивающихся сегментов стало деревянное домостроение. Объем строительства по итогам 2021 года, согласно оценке Анны Валуевой — руководителя консалтинговой компании SmartConsult, превышал аналогичные показатели предыдущего периода на 15,8% и составил — 10,8 млн кв. м. Таким образом, был достигнут рекордный начиная с 2013 года показатель.

Казалось отрасль вступила в период ренессанса. Согласно результатам опроса, проведенного «Смарт Консалт» в январе 2022 года, большинство участников рынка оценивали перспективы наступившего года оптимистично несмотря на объективные барьеры, актуальные на тот момент. В том числе: значительное удорожание деревянных домов всех типов ввиду усиления тенденции роста цен на пиломатериалы — согласно оценкам «Смарт Консалт» деревянные дома уже в 2021 нередко проигрывали по экономическим показателям аналогам из пеноблоков или газоблоков.

В 2022 году, под влиянием геополитических факторов, отрасль столкнулась не только с резким снижением реальных располагаемых доходов населения, значительным ростом стоимости строительства, а также дефицитом отдельных видов строительных и отделочных материалов, традиционно актуальных для малоэтажного сегмента, но и с изменением ключевой ставки ЦБ и ростом ипотечных ставок. Так на середину апреля 2022 года минимальная процентная ставка Сбербанка по ипотечному кредиту на загородный дом составляла 17,2%, Альфа-банка — от 19,7%. Тем не менее на сегодняшний день все еще сохраняются льготные ставки на уровне предыдущего года для семей с детьми и по программе господдержки.

По оценкам экспертов рынка недвижимости, падение спроса в 2022 году неминуемо. Несмотря на сохранение льготных ипотечных программ большинство россиян в создавшейся ситуации, скорее всего, откажется от покупки и строительства загородного дома или дачи. Ввиду уже имеющего место снижения реальной покупательской способности зарплат, а также потенциальной угрозы потери работы вследствие ожидаемого повсеместного банкротства частного бизнеса, потенциальные потребители в апреле 2022 года предпочитают отложить решение о покупке, как минимум, до завершения специальной операции на Украине (21% опрошенных). Еще большая часть потребителей намерена подождать до 2023 года (37%). Наиболее пессимистичная группа респондентов ожидают, что вернутся к идее строительства дома не ранее чем в 2024-2025 гг. или откажутся от нее вовсе на неопределенный период или навсегда.

В создавшейся ситуации единственным значимым драйвером спроса могло бы стать снижение цен на деревянные дома «под ключ» относительно 2021 года. Однако, согласно результатам опроса, проведенного «Смарт Консалт» в апреле 2022 года с компаниями, специализирующимися на деревянном домостроении в Москве и Московской области, ввиду сильного роста цен на строительные материалы, логистику и прочие компоненты себестоимости — такой сценарий не осуществим. Более того, по итогам 2022 года ожидается, в среднем, от 12 до 20% подорожания на разные типы деревянных домов.

Таким образом, прогнозы спроса на 2022 год не благоприятны. Однако, ввиду позитивных результатов деятельности большинства игроков в 2021 году, позволивших улучшить показатели финансовой устойчивости, и наметившегося тренда на отложенный заказ деревянных домов, можно предположить, что текущий кризис не приведет к значительному количеству банкротств.

После ожидаемого падения 2022 года, при условии завершения специальной операции на Украине, весной 2023 года весьма вероятно восстановление позитивной динамики рынка, безусловно, значительно более сдержанной в сравнении с показателями 2021 года. Реальное же восстановление отрасли, по оценкам участников и их поставщиков сырья, можно прогнозировать не ранее 2025 года.

SmartConsult Анализ российского рынка деревянных домов 32 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 6 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Электронная коммерция в сегменте товаров для сада: рост числа покупателей и продаж Рынок e-commerce товаров для сада и огорода в России растет: объем продаж в 2023 году достиг $200,4 млн, а число покупателей продолжает увеличиваться.

Рынок электронной коммерции в сегменте товаров для сада и огорода в России демонстрирует умеренный, но стабильный рост. По данным «Statista», в 2023 году объем продаж через e-commerce достиг $200,4 млн (примерно 17,1 млрд руб.). В 2024 году ожидался прирост на 6,7%, до $213,9 млн. В данную категорию товаров входят садовые инструменты и электрооборудование, растения, инвентарь для садовых работ, товары для хранения, а также грили (кроме электрических) и аксессуары к ним.

Долгосрочные прогнозы свидетельствуют о том, что годовой темп роста (CAGR) в период 2024–2029 годов составит 3,00%. Это позволит рынку к 2029 году достичь объема в $248,0 млн.

Несмотря на положительную динамику, Россия пока не входит в число стран-лидеров по объему продаж в этом сегменте. Лидирующие позиции занимают США, Китай и Канада, что отражает разницу в масштабах рынка e-commerce в целом и уровне развития рынка в целевом сегменте.

Число российских онлайн-покупателей товаров для сада и огорода в 2023 году увеличилось на 7,7%, достигнув 4,2 млн человек. Ожидалось, что в 2024 году эта цифра должна была вырасти до 4,4 млн, а к 2029 году она достигнет 5,6 млн.

В 2023 году только 3,3% россиян покупали товары из этой категории через интернет, но уровень проникновения продолжает расти. К 2029 году доля покупателей может увеличиться до 4,0%, что указывает на постепенное расширение аудитории.

Умеренные темпы роста и увеличение числа покупателей отражают устойчивый интерес россиян к покупкам товаров для сада и огорода, поддерживаемый доступностью заказа в онлайн-каналах. Однако для ускорения динамики участникам рынка важно предлагать более широкий ассортимент продукции, учитывать сезонные потребности и внедрять удобные решения для доставки товаров, что поможет укрепить позиции России и увеличить объем продаж.

Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: товары для сада и огорода. Май, 2024».

Показать еще