Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 7 апреля 2022

Российский рынок БАД: неизбежное импортозамещение и трудная дорога в экспорт

Новая геополитическая реальность повлечет за собой снижение спроса на зарубежные БАД. Данная ситуация открывает игрокам из РФ возможности для импортозамещения, но ограничивает экспортный потенциал

Рынок биологически активных добавок является одним из наиболее быстрорастущих отраслей в мире. Россия не является исключением. В последние годы повышенный спрос на БАД на отечественном рынке определялся, прежде всего, популяризацией здорового образа жизни и превентивной медицины среди граждан нашей страны. Таким образом, на сегодняшний день БАД являются для потребителя не просто способом укрепления иммунитета и восполнения дефицита различных микроэлементов, необходимых организму человека, а неотъемлемой частью культуры ЗОЖ и pro-age. Кроме того, дополнительным драйвером роста спроса на БАД в России несомненно стала пандемия COVID-19.

Так, в период 2019-2021 гг. объем фокусного рынка в денежном выражении характеризовался положительной динамикой, среднегодовой темп роста (CAGR) составил 10,62%. В натуральном же выражении рынок БАД увеличился в ретроспективе трех лет незначительно: +1,51%, что обусловлено перераспределением потребительского спроса в сторону более дорогостоящих добавок и витаминных комплексов.

Удельный вес отечественных БАД в совокупной структуре потребления по итогам 2021 года составил около 54,4%. При этом, согласно результатам опроса потребителей, проведенного SmartConsult в марте 2022 года, популярность российской продукции обусловлена, в первую очередь, высокой конкурентоспособностью по ценовым параметрам в сравнении с зарубежными аналогами.

Важно отметить, что спрос в России на импортную продукцию в 2021 году также сохранялся и достигал ~ 45,6% от общего объема рынка. В первую очередь, импортную продукцию продолжали приобретать потребители, отдающее предпочтение мидл и премиум сегментам БАД. Согласно результатам опроса SmartConsult, в качестве ключевых причин выбора зарубежных продуктов россияне выделяли: более высокое качество, лучшую защищенность брендов от фальсификаций и позитивный ретроспективный опыт применения. Кроме того, следует отметить и более интенсивную маркетинговую активность иностранных игроков, способствующую формированию интереса и доверия среди потребителей в России.

По итогам 2021 года наибольший удельный вес среди импортируемых в Россию БАД был отмечен у бренда SOLGAR (США), поставляющего в нашу страну продукцию премиального сегмента. Так, на его долю пришлось 11,7% совокупного объема импорта.

Также на протяжении 2019-2021 гг. значительную долю на российском рынке занимала компания QUEISSER PHARMA (Германия), поставляющая витаминно-минеральные комплексы под торговой маркой ДОППЕЛЬГЕРЦ. В 2021 году объем поставок БАД оценивался в 3,5 млрд руб.

Среди прочих крупных зарубежных игроков российского рынка БАД можно выделить следующие компании: AMWAY CORPORATION, HERBALIFE NUTRITION LTD., BAYER AG, GLANBIA NUTRITIONALS INC. и др.

Отметим, что согласно оценкам экспертов, новая геополитическая реальность повлечет за собой по итогам 2022-2023 гг. резкое значительное снижение спроса на импортную продукцию. Прекращение или частичное сворачивание деятельности на российском рынке крупных иностранных фармацевтических брендов, стремительный рост цен, сокращение реальных располагаемых доходов населения России неизбежно приведет к снижению популярности премиальной продукции и миграции спроса в более низкие ценовые сегменты. Таким образом, в среднесрочной перспективе все больше потребителей будет обращаться к продукции отечественных производителей, принимая во внимание тот факт, что уже в марте 2022 года их предложение в 2-4 раза ниже по стоимости импортных аналогов.

Что касается экспорта БАД из России, то по по итогам 2021 года он все еще был относительно слабо развит. По оценке SmartConsult, во многом данная ситуация обусловлена низкой маркетинговой активностью российских производителей по направлению продвижения БАД в зарубежные страны. Согласно результатов опроса отечественных компаний, большинство из них до настоящего момента не пытались выйти на иностранные рынки ввиду ограниченности финансовых ресурсов. В марте же 2022 года к барьерам добавились еще и введенные санкции со стороны большинства стран, в первую очередь Восточной Европы и Балтии, которые потенциально можно было бы рассматривать как перспективные рынки сбыта.

Тем не менее, как отмечают отраслевые эксперты, у отечественных биодобавок все еще сохраняется экспортный потенциал при условии, что их сбытовые стратегии в 2022-2024 гг. будут ориентированы на рынки стран Азии, Ближнего Востока, Северной Африки и СНГ. В качестве единственного перспективного европейского направления экспортных поставок может быть рассмотрена Сербия, где традиционно имеет место высокая лояльность к российской продукции, в том числе фармацевтической. По итогам 2021 года же ключевыми направлениями экспорта БАД были страны Таможенного союза — Казахстан и Беларусь, при этом сбыт продукции осуществлялся в более чем 15 стран.

Лидирующие позиции в структуре экспорта в 2021 году занимало ЗАО «ЭВАЛАР» с удельной долей в 20,78% от совокупного объема зарубежных поставок. Также существенные экспортные показатели демонстрировала компания ООО «ГЛОБАЛ ХЭЛФКЕАР», поставляющая в 2021 году БАД в страны Балтии, Колумбию, Филиппины и пр. В экспортном ассортименте компании присутствовали биодобавки, влияющие на укрепление организм в целом, на репродуктивную систему, на ЦНС, органы чувств.

Среди прочих заметных российских компаний-экспортеров по итогам 2021 года следует выделить: ЗАО «ФК «МЕЛИГЕН», ООО «БАЙЕР», ООО «ФАРМОУШЕН ЛАБ» и пр.

SmartConsult Анализ российского рынка БАД. Расширенная версия. 80 000 ₽
SmartConsult Анализ российского рынка БАД 32 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 6 февраля 2023 РБК Исследования Обувной ретейл 2022: Общее состояние российского рынка обуви В 2021 году несмотря на продолжение пандемии коронавируса в России наблюдались стремительные темпы восстановления продаж обуви.

В сопоставимых ценах прирост составил 18,4%, тем самым приблизив показатели объема рынка к значениям кризисного 2015 года. Напомним, что в 2015-2016 гг. произошло серьезное сокращение продаж обуви ввиду практически двукратного падения курса рубля отно- сительно докризисного значения 2013 года и последующего скачка цен на большинство товаров и услуг. После этого на протяжении 5 лет наблюдалась стагнация на рынке обуви, когда уровень потребления приблизился к значениям физического износа обуви, что было обусловлено продолжающимся падением реальных доходов россиян. Усугубила ситуацию эпидемия коронавируса, которая привела к еще большему ухудшению благосостояния россиян и отказу от многих покупок в условиях крайней неопределенности. Так, в 2020 году продажи обуви составили не более 490 млн пар, тогда как в 2014 году потребление было на уровне 668 млн пар, то есть более чем на треть выше.

Показать еще