Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 21 января 2022
Евгения Головкова

В апреле 2020 мы в течение недели создали интернет-магазин на шаблонной платформе и за месяц доставили 1 400 заказов

С 0,5% в апреле 2020 доля доставки выросла до 5% от валового оборота к лету 2021, отмечает управляющий партнёр сети кондитерских Kuzina

― Каковы итоги 2020 года? Насколько сильно пандемия и ковидные ограничения сказались на финансовых показателях компании? Какие антикризисные меры были предприняты для адаптации к работе в условиях пандемии COVID-19?

 Мы строили большие планы на 2020 год, так как осенью 2019 привлекли облигационный займ на Московской бирже для развития сети «Кузина» в Москве. Однако планы пришлось скорректировать, в конце марта вступил запрет на проведение строительно-монтажных работ в городе, да и открывать новые локации в период жестких ограничений было нецелесообразно. В апреле 2020 года мы потеряли более 40% выручки по сети, пришлось экстренно запустить интернет-магазин с доставкой, курьерами на авто работали сотрудники офиса, пешую доставку осуществляли сотрудники кондитерских. В первый месяц работы мы доставили более 1 400 заказов. 

Дополнительным отягчающим фактором для нашей сети явился переход на общую систему налогообложения с 2020 года, нагрузка от НДС на фоне отсутствия развития значительно ухудшила финансовую ситуацию. Несмотря на обстоятельства, нам удалось открыть 10 новых кафе в 2020 году, что позволило нам сохранить валовую выручку сети на уровне 2019 года, потеряв лишь 6%. Операционная прибыль пострадала, так как выручка LFL упала на 40% в точках, расположенных в деловых центрах, а некоторые предприятия, например, в ВУЗах, и вовсе пришлось закрыть. Пришлось зафиксировать убытки, связанные с инвестициями в проекты, которые так и не удалось реализовать. На фоне падения количества чеков мы наблюдали рост среднего чека, особенно это заметно в доставке. К сожалению, стоимость доставки на сегодня слишком высока, монетизировать эту часть выручки не удается. С марта 2020 года приоритетом компании являлось сохранение сотрудников и обеспечение максимальной безопасности их здоровья. Мы аккумулировали все средства на своевременную выплату заработной платы, с контрагентами вели переговоры о переносе платежей. Часть арендных платежей перенесли на 2021 год, воспользовавшись поправками в федеральный закон, по части арендных платежей получили существенные скидки. Пересмотрели ассортимент на период ограничительных мер, убрали низкомаржинальные позиции из меню. 

 Как вы оцениваете результаты работы в первом полугодии 2021 года? Насколько новые антиковидные меры, введенные в июне, сопоставимы по эффекту с локдауном?

 Все ожидали оживления рынка в начале 2021 года в связи с невозможностью выезда на отдых за границу, но наши планы не состоялись. Очевидно, что уровень дохода людей за 2020 год упал, да и потребительские привычки успели измениться. Помимо доставки готовой еды активно развивалась доставка продуктов, в том числе различных деликатесов, за которыми ранее приходилось идти в рестораны. Мы не наблюдаем существенного роста продаж в доставке, однако тренд вверх действительно сохраняется. С 0,5% в апреле 2020 мы выросли до 5% от валового оборота к лету 2021. Введение новых ограничительных мер летом 2021 года привело к падению выручки на 25% в Москве, что критично для экономики предприятия, особенно на фоне накопленных обязательств прошлого года. К счастью, большая часть кафе у нас работает в Сибири и нам удается балансировать, в то время, когда хотелось бы уже двигаться вперед.

 Какими государственными и региональными мерами поддержки вам удалось воспользоваться с начала пандемии? Насколько они оказались эффективными?

 К сожалению, нам не удалось воспользоваться мерами поддержки в силу того, что наш основной ОКВЭД не соответствовал требованиям. Никаких региональных мер поддержки в Новосибирской области не было создано, а в Москве мы не смогли воспользоваться, так как компания зарегистрирована в Новосибирске. Хорошей поддержкой, я считаю, было снижение налоговой ставки на ФОТ до 15%, мы прилично оптимизировали статью затрат. Также, нам удалось получить банковский займ по государственной программе под 3% годовых на запуск, который был прощен год спустя, так как мы сохранили численность сотрудников и выполнили все прочие требования программы.

 Как изменилось поведение гостей? Какие потребительские тренды актуальны для ресторанной индустрии и для вашего сегмента, в частности? Какие из них получат развитие в ближайшие 2-3 года?

 Мы работаем в сегменте кондитерские-кафе, где наблюдаем спрос не только на кондитерские изделия, но и на еду. Вероятно, за время закрытия ресторанов, многие привыкли брать еду навынос, у нас растет этот сегмент продаж (сандвичи, сытные снеки, злаковые и протеиновые батончики). Во время пандемии нашей задачей было быстро обслужить гостей, чтобы пребывание в помещении было максимально безопасным, поэтому мы начали предлагать наборы, например, набор эклеров, синнаменов или пончиков, эта категория также растет. Также, гости начали экспериментировать со вкусами, растет спрос на альтернативное молоко для напитков (соевое, кокосовое, миндальное), и мы начали предлагать гостям аналогичные десерты.

 Пандемия COVID-19 ускорила процесс диджитализации бизнеса. Какие действия в этой сфере были предприняты в вашей компании и каковы их результаты? 

 С одной стороны, работая удаленно, обойтись без цифровых технологий сложно, с другой, внедрение таковых требует инвестиций, которые крайне ограничены в период кризиса. Мы еще до пандемии запустили ряд онлайн-сервисов, позволяющих обеспечить бесперебойную работу подразделений (OK Desk, MD Audit, Bitrix 24), сервис для гостей (Service Guru, Pointer, CRM R-Keeper, OSMI card), фасилитацию продаж через различные каналы (Bitrix 24, Instagram, Сбербанк Спасибо). Не могу сказать, что используем все сервисы на 100%, но ежедневно неизбежно все больше процессов в компании переходят в режим онлайн.

 Первые волны коронавируса поспособствовали стремительному развитию рынка доставки. Ожидаете ли Вы дальнейшего роста доставочного бизнеса и его доли в обороте вашей компании? Как намерены развивать данное направление и на какие тренды в сфере доставки Вы будете ориентироваться?

 В апреле 2020 мы в течение недели создали интернет-магазин на шаблонной платформе и за месяц доставили 1 400 заказов. При этом несколько тысяч корзин остались брошенными, так как мы не могли обеспечить требуемый гостями функционал. Сегодня мы готовы к запуску интернет-магазина, в котором предусмотрены все необходимые функции для положительного опыта гостя. Для этого в течение года мы установили новое ПО во всех кондитерских сети, инвестировали в разработку сайта на новой платформе, создали программу лояльности, которая насчитывает более 80 000 пользователей. Доставка растет, и мы видим в этом перспективу. У нашей партнерской компании New York Pizza действует собственный колл-центр и служба доставки, мы пользуемся этим сервисом и стараемся доставлять максимум заказов самостоятельно, принимая заявки от агрегаторов. Создаем магазины на маркетплейсах, для этого разрабатываем новые продукты, которые удобно покупать онлайн и доставлять даже в пункты самовывоза. Сегодня в кондитерском сегменте активно развивается замороженная продукция, которую можно отправлять не только локально, но и в регионы. Представьте, ваш любимый торт из Новосибирска Вы можете получить во Владивостоке, без потери качества продукта? Перспективы в доставке очевидны.

 Очевидно, пандемия препятствует расширению сетевого бизнеса, в том числе и за счёт снижения интереса потенциальных франчайзи. Как вы привлекаете новых партнёров? Какую поддержку оказываете франчайзи в столь сложных условиях? Насколько успешно они работали в условиях пандемии?

 Несмотря на COVID, к нам продолжают обращаться потенциальные франчайзи. Мы очень аккуратно и тщательно относимся к выбору партнеров и делаем крайне консервативные расчеты финансовой модели, теперь мы просто обязаны учитывать дополнительные риски. Франчайзинг в России – это непростой бизнес, и для нашей компании продажа франшизы не является приоритетом в развитии, корпоративное управление видится нам на сегодня более эффективным, поэтому у нас есть несколько проектов, в которых есть инвесторы, которые не принимают участие в операционном управлении, так называемые совместные предприятия. Однако, у нас есть и франчайзи партнер в Новосибирске, и результаты его работы отличные. В течение 2020 года мы поддерживали друг друга, со своей стороны отменяли роялти, помогали с персоналом, партнеры также оказывали поддержку компании.

 Как COVID-19 повлиял на темпы открытия новых заведений? Корректировали ли вы стратегию развития сетевого бизнеса на 2021-2022 гг.?

 Да, планы по открытию новых торговых точек в 2020 году пришлось скорректировать, на 2021 год мы планируем открытие 10 новых кондитерских, что увеличит сеть до 71 кафе. На 2022 год мы планируем развитие за счет второго транша облигационного займа на МВБ, сейчас готовим все необходимые документы для размещения.

 На какие финансовые показатели вы ожидаете выйти по итогам 2021-2022 гг.? Что для этого намерены предпринять? Планируется ли увеличение количества заведений и расширение представленности сети?

 Прогноз по валовой выручке на 2021 год показывает 20% относительно 2020, выручка сети составит около ₽1 млрд. В 2022 году мы планируем сохранить рост на уровне 20%, это консервативно, но выполнимо. С 2019 года мы являемся публичной компанией и несем ответственность перед нашими многочисленными инвесторами, держателями облигаций «Кузина», это в большей степени мотивирует принимать взвешенные решения и углубляться в управление бизнес-процессами. В 2022 году главной задачей является повышение эффективности бизнеса, у нас есть возможности для увеличения выручки за счет новых категорий, снижения затрат за счет автоматизации ряда процессов. Льготный режим по НДС также открывает перспективу для увеличения операционной прибыли, которую мы направим на развитие сети и оптимизацию кредитного портфеля.

 Ожидаете ли вы возврата ресторанного рынка (посещаемости, размера и глубины среднего чека) на допандеймийный уровень в 2021 году? Если нет, то когда это, по вашему мнению, произойдёт?

 Скорее всего, выручка существующих предприятий уже не будет прежней. Работа фуд-кортов в ТЦ будет переформатирована, кафе в стрите, в деловых центрах городов изменили структуру продаж и вряд ли вернутся к прежней, кондитерские у дома стали более востребованы, средний чек крайне волатилен. Рассчитывать на возврат к прежней экономике не стоит, необходимо искать новые возможности и выстраивать новую матрицу для развития. К счастью, 3 раза в день всем людям на земле необходимо принимать пищу.

 

РБК Исследования рынков Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2021 69 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 24 апреля 2024 AnalyticResearchGroup (ARG) Искусственный интеллект и бизнес «под ключ»: интересные новинки функционала дистанционных сервисов для юридических лиц Российские банки продолжают воплощать в жизнь инновационные концепции, развивая сервисы интернет-банкинга и мобильного банкинга для юридических лиц.

В двенадцатой волне исследования рынка систем дистанционного обслуживания для бизнеса в России, выпущенной в прошлом году, аналитики «ARG» разобрались, какие новинки в этой сфере были выпущены на отечественном рынке. Проанализировав 200+ сообщений об обновлениях систем и запуске нового функционала, анонсированных 20-ю российскими банками, авторы пришли к выводу, что среди видов дистанционного обслуживания больше всего новостей касалось систем мобильного банкинга. При этом почти половина новостей относится к развитию услуг и расширению функционала существующих сервисов, а по числу размещенных новостей лидировали Бланк Банк, ВТБ и УРАЛСИБ.

Показать еще