По данным "Анализа рынка кирпича ручной формовки в России", подготовленного BusinesStat в 2021 г, его продажи в стране в 2016-2020 гг выросли на 38,1% до 34,5 млн шт. Единственное снижение продаж за период наблюдалось в 2020 г – на 1,0% к уровню предыдущего года, и было вызвано негативными экономическими последствиями пандемии коронавирусной инфекции.
За последнее десятилетие на российском рынке кирпича ручной формовки произошли важные изменения. Если ранее кирпичи ручной формовки были представлены исключительно европейскими производителями, то после 2015 г на рынке в большом объеме начала появляться российская продукция, прежде всего, компаний ООО «Тандем-ВП» (ТМ «Донские Зори») и ООО «Богандинский кирпичный завод» (ТМ «Богандинский кирпичный завод»). В результате в 2016-2019 гг на рынке происходило импортозамещение, российские производители расширяли дилерские сети и активно предлагали собственную продукцию, обладающую рядом преимуществ по сравнению с импортной: низкая цена, отсутствие прямой зависимости от курса валют, удобная и недорогая логистика.
В 2020 г продажи кирпича ручной формовки в России снизились всего на 1,0%, несмотря на значительные негативные экономические последствия пандемии коронавирусной инфекции и волатильности нефтяных котировок, такие как снижение располагаемых доходов населения, рост безработицы и инфляции. В период самоизоляции многие россияне активно занимались капитальным строительством и ремонтом. В условии экономической нестабильности часть населения предпочла инвестировать собственные средства, которые в том числе были отложены на отпуск, в недвижимость. Кроме того, действующие программы льготной ипотеки и материнского капитала стимулировали спрос на жилье, что положительно сказалось на рынке кирпича ручной формовки. В результате эти положительные для рынка факторы сдержали продажи от более существенного падения.
Негативные экономические изменения 2020 г отразились и на структуре продаж кирпича ручной формовки в России. В результате ослабления курса рубля и временного закрытия границ импортная продукция стала менее доступной для российских потребителей. Этим воспользовались отечественные предприятия, оперативно занявшие освободившуюся нишу, заменив своей продукцией, прежде всего, недорогой импортный кирпич ручной формовки.