Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 29 декабря 2021
Владимир Михеев

Диджитализация вышла на первый план и стала приоритетной задачей

Мы ведем разработку собственного мобильного приложения, которое позволит нашим гостям делать предзаказ кофе по пути в кофейню, рассказывает управляющий партнер компании DO.BRO COFFEE

― Каковы итоги 2020 года? Насколько сильно пандемия и ковидные ограничения сказались на финансовых показателях компании? Какие антикризисные меры были предприняты для адаптации к работе в условиях пандемии COVID-19?

 По итогам 2020 года выручка компании упала на 20%, таким образом сказался простой предприятий в период с конца апреля по начало июля, соответственно, это сказалось на снижении общей прибыли компании и снижении финансовых запасов, которые планировали инвестировать в развитие производства в других субъектах РФ. Большая часть резервных средств ушла на выплату ЗП, налогов (которые никто не отменил на время простоя) и арендные платежи, которые частично были снижены арендодателями. 

 Как вы оцениваете результаты работы в первом полугодии 2021 года? Насколько новые антиковидные меры, введенные в июне, сопоставимы по эффекту с локдауном?

 Новые ограничения, нас вернули в реальность прошлого года. Де юре это называлось ограничениями, де факто это был локдаун, особенно для Москвы, Питера и Подмосковья. Регионы пострадали меньше, но все равно наблюдалась общая тенденция снижения трафика из-за третьей воны и информационного шума, которые усиливали панические настроения. По итогам июня-июля 2020 снижение в некоторых проектах франчайзинговой сети было до 50% выручки.

 Какими государственными и региональными мерами поддержки вам удалось воспользоваться с начала пандемии? Насколько они оказались эффективными?

 Сложно назвать мерами поддержки, разовое получение субсидии в размере ₽200 тыс., при потере оборота в 20% за год. Власть оказалась полностью не готова к подготовке адекватных мер. Зачастую были административные перегибы и ограничения в деятельности предприятий, которые носили больше эмоциональный панический характер и боязнь взять ответственность со стороны некоторых чиновников и контролирующих органов. Общепит стал ритуальной жертвой, которую положили на алтарь COVID-19.

 Как изменилось поведение гостей? Какие потребительские тренды актуальны для ресторанной индустрии и для вашего сегмента, в частности? Какие из них получат развитие в ближайшие 2-3 года?

 Гости стали действовать в рамках личной безопасности и искать поставщиков товаров и услуг в формате 15-минутной шаговой доступности, так называемая теория 15-минутного города, а также «удаленка». Соответственно, это сильно сказалось на трафике проектов, которые раньше были местами повышенного трафика, теперь топовые места уже совсем не топовые, хороший пример — это «Москва Сити». Опираясь на свои проекты, мы видим, что гости перераспределись по спальным районам, поэтому советуем нашим партнёрам смотреть в сторону крупных жилых массивов, где кофейни могут стать вторым безопасным местом после дома при относительно небольших арендных ставках. В некоторые кофейни мы интегрируем детские зоны и делаем более четкое зонирование для разных целевых групп, кто приходит поработать и использует кофейню как коворкинг и ему нужна тишина, а кто-то – посидеть и пообщаться в компании за чашкой вкусного кофе. Так же вырос объём продаж напитков в формате ToGo и нам необходимо улучшать такой показатель, как скорость отдачи чашки.

 Пандемия COVID-19 ускорила процесс диджитализации бизнеса. Какие действия в этой сфере были предприняты в вашей компании и каковы их результаты? 

 Безусловно, диджитализация вышла на первый план и стала приоритетной задачей. Смартфоны практически заменили любые традиционные рекламные носители, и теперь вся рекламная информация доставляется через социальные сети, мессенджеры, различные пуш-увидомления и другие сервисы рассылок. Стало проще рассчитывать рекламные кампании, так мы можем их настроить по целевому запросу и более четкому описанию портрета своего потребителя. Очень важно провести грамотную оптимизацию в картографических сервисах и региональных порталах. Наряду с этим мы создали двух ботов, которые помогаю проходить обучение нашим партнерам и новым бариста компании. За прошлый год обучение в боте прошло более 500 человек – это партнеры, новые сотрудники и бариста других контрагентов, которые продают наш кофе.  Один из ботов помогает быстро и своевременно получить информацию по приготовлению напитков и изучению ассортимента кофе и чая, которые мы продаем на наших проектах (ссылка на актуальное видео https://youtu.be/ycIYrczSZUY). Так же мы ведем разработку собственного мобильного приложения, которое позволит нашим гостям делать предзаказ кофе по пути в кофейню, в нем реализуем нашу программу лояльности и настроим платежный шлюз, чтобы улучшить показатель «скорость отдачи чашки», без снижения качества напитка. Чтобы лучше прогреть наших гостей полезной информацией и увеличить конверсию, мы установили систему автоматизированной выгрузки контента на TV-экраны и управляем ей удалено из центрального офиса.

 Первые волны коронавируса поспособствовали стремительному развитию рынка доставки. Ожидаете ли Вы дальнейшего роста доставочного бизнеса и его доли в обороте вашей компании? Как намерены развивать данное направление и на какие тренды в сфере доставки Вы будете ориентироваться?

 Кофе как напиток сложно поддается доставке, так как его качество стремительно падает от минуты к минуте, он остывает, теряет свою текстуру и вкусовые свойства, поэтому мы доставку не осуществляли. Пытались реализовать доставку свежеобжаренных зерен кофе, но больших продаж так же не добились, наши постоянные покупатели в региональных городах по привычке ходили за кофе в наши точки продаж. В Москве были попытки настроить ультракороткую доставку кофейных напитков и зерен, но большого экономического эффекта это не дало, все же кофе – это продукт больше импульсного спроса, а те, кто привык его пить, не против забежать за кофе и отвлечься от работы. При этом мы продолжаем тестировать разные форматы с агрегаторами доставки и думаем, как быть ближе и удобнее для наших гостей.

 Очевидно, пандемия препятствует расширению сетевого бизнеса, в том числе и за счёт снижения интереса потенциальных франчайзи. Как вы привлекаете новых партнёров? Какую поддержку оказываете франчайзи в столь сложных условиях? Насколько успешно они работали в условиях пандемии?

 Как ни странно, в пандемический год мы выполнили план по продаже франшиз. Скорее всего люди в новых реалиях начали думать о будущем и пытаться инвестировать в новые для себя бизнес-ниши, тем более, не было возможности потратить деньги на отпуск и другую деятельность в связи с ограничениями. Мы, как управляющая компания оказываем поддержку на всех этапах, и во время запуска проекта, и во время его последующей работы. За каждым франчайзи закреплен менеджер по сопровождению, который работает по плану и опирается на цифры, которые есть в финансовой модели. Зачастую нам приходится ломать стереотипы интуитивного ведения бизнеса и выстраивать системный подход к управлению проектом. Те партнёры, которые опираются в работе на наши стандарты и успешно их внедряют в работу показатели имеют рост, те, кто пренебрегают и пускают все на самотек, получают нелучшие результаты. Об успехе во времена пандемии говорить не приходится, главная задача –  остаться в рынке и дождаться более благоприятного времени для ведения бизнеса.

 Как COVID-19 повлиял на темпы открытия новых заведений? Корректировали ли вы стратегию развития сетевого бизнеса на 2021-2022 гг.?

 Естественно, COVID-19 повлиял темпы и не с самой лучшей стороны, некоторые франчайзи замерли и ждут, когда закончится этот непростой период, но за каждой волной следует новая волна и пока не видно конца.  Пытаемся своевременно реагировать на ситуацию и прорабатывать новые инструменты, которые могли дать дополнительную эффективность. Стратегию мы корректируем ежегодно, опираясь на полученные результаты за прошлый период.

 На какие финансовые показатели вы ожидаете выйти по итогам 2021-2022 гг.? Что для этого намерены предпринять? Планируется ли увеличение количества заведений и расширение представленности сети?

 Планируем расширить свою сеть на территории России и Казахстана, хотим открыть еще два производства и сократить логистические издержки, отдельно прорабатываем канал e-commerce, запустили свой интернет-магазин и выходим на маркетплейсы, так же настраиваем работу с региональными торговыми сетями и каналом HoReCa в тех городах, где присутствуют наши партнеры. Отдел продаж продолжает продажи франшизы, а мы думаем, как усилить их выживаемость в это непростое время, так любой партнёр – это большая ответственность для нашей команды.

 Ожидаете ли вы возврата ресторанного рынка (посещаемости, размера и глубины среднего чека) на допандеймийный уровень в 2021 году? Если нет, то когда это, по вашему мнению, произойдёт?

 Я думаю, это напрямую связано с благосостоянием наших граждан, но пока наша экономика буксует в связи с пандемией и другими макроэкономическими событиями. К сожалению, отрасль общепита будет переживать непростое время, так как в масштабах государства она не является системообразующей, как, например, добыча нефти и других полезных ископаемых. В целом общепит является лакмусовой бумажкой экономического роста и стабильности в стране, но пока наши граждане вынуждены ужиматься в своих расходах, особенно в регионах.

 

РБК Исследования рынков Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2021 69 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще