Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 2 декабря 2021

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

Казахстан занимает 6 место в мире по запасам меди. Ввиду данного факта реализация меди для Республики — второй по значимости источник формирования ВВП. Как развивался рынок в 2020-2021 гг. ?

Сегодня цены на медь называют одним из индикаторов мировой экономики ввиду широкого использования металла во многих отраслях промышленности: в энергетике, автомобилестроение, производстве медицинской техники, электронной и электротехнической сферах, строительстве и др. Крупнейший потребитель данного металла в мире — Китай, на долю которого приходится более 50% глобального спроса. Данный факт обусловлен, прежде всего, реализацией металлоемких инфраструктурных проектов внутри страны и внедрением «зеленых» технологий в различных отраслях, направленных на сокращение выбросов углекислого газа. В связи с чем любые потрясения и кризисы в Китае, в большей степени, влияют на производство медных руд и концентратов по всему миру.Особо остро эта тенденция сказывается именно на Казахстане, для которого Китай является основным рынком сбыта необработанной рафинированной и нерафинированной меди. Так, в ретроспективе последних пяти лет удельной вес поставок в Китай в структуре экспорта данной продукции в стране составлял от 47 до 67%.

Отметим, что в настоящее время Казахстан занимает 6 место в мире по запасам меди, основная часть которых сосредоточена в Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях. Ввиду данного факта медная промышленность является одним из основных сегментов казахстанского горно-металлургического комплекса, а реализация меди для Республики — второй по значимости (после нефти) источник формирования ВВП. 

По оценке «Смарт Консалт», на ноябрь 2021 года в Республике Казахстан осуществляли деятельность более 30 предприятий, специализирующихся на добыче и переработке медной руды в рафинированную и нерафинированную медь. Однако главными игроками национального рынка являются всего две компании — KAZ Minerals PLC и Холдинг «Казахмыс», которые до 2014 года были частью одной корпорации. Интересно отметить что основным акционером обеих компаний, по-прежнему, остается Владимир Ким. Позиции прочих участников отрасли значительно менее заметны, а их объем выпуска не превышает ~10 тыс. тонн сырья в год, что свидетельствует о монополистическом характере медной отрасли в Казахстане.

Объем внутреннего производства медной руды и концентратов в 2016-2020 гг. в стране демонстрировал уверенную положительную динамику. Среднегодовой темп роста (CAGR) за период составил ~11,6%. Что касается выпуска необработанной рафинированной меди и сплавов, то для него на протяжении анализируемого отрезка времени также была характерна повышательная динамика. Объем национального производства по итогам 2020 года превышал аналогичные показатели 2016 года в натуральном выражении на 16,9%. При этом более 99% произведенной в Казахстане продукции первичной переработки медной руды направлялось на экспорт.

Таким образом, спецификой казахстанской медной промышленности является специализация на выпуске и реализации не высокомаржинальных конечных продуктов на основе меди, а сырьевых компонентов.

В целом, потенциал развития медной промышленности в Казахстане весьма высок: в перспективе следующих пяти лет прогнозируется устойчивая положительная динамика, объем выпуска медной руды и концентратов, согласно прогнозу "Смарт Консалт", составит около 150 млн тонн по итогам 2025 года. Сохранение позитивных темпов развития отрасли в Республике Казахстан будет обусловлено рядом факторов, в том числе наличием качественной сырьевой базы, развитием глобального рынка электромобилей, реализацией проектов по декарбонизации мировой экономики, а также растущим спросом со стороны всех отраслей промышленности таргетного рынка сбыта — Китая.

SmartConsult Анализ рынка медной руды и концентратов в Республике Казахстан 60 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 13 декабря 2021 BusinesStat В 2020 г объем рынка такси в Казахстане снизился на 16,2% и составил 176,8 млн поездок. Падение числа поездок в период карантина было связано не только со снижением спроса, но и с ограничением количества разрешений на передвижение для машин такси, выдаваемых акиматами отдельных городов.

По данным «Анализа рынка такси в Казахстане», подготовленного BusinesStat в 2021 г, за 2016-2019 гг численность поездок на такси в Казахстане выросла в 1,5 раза: со 136,8 млн до 210,9 млн поездок. После кризиса 2015 г и сокращения объема перевозок такси на 13,5% к уровню 2014 г (с 149,7 млн до 129,5 млн поездок) рынок начал восстанавливаться и перешел к росту. Увеличению числа поездок на такси способствовал приход на казахский рынок агрегаторов такси. В Казахстане начали работу «Яндекс.Такси», «Indriver», «Апару», «Максим», «Bolt». Произошло снижение тарифов для пассажиров. Тарифы стали более прозрачными и понятными для потребителей, сократилось время подачи машины, стал проще и быстрее процесс заказа такси.

Статья, 27 мая 2021 BusinesStat В 2020 г объем рынка стоматологических услуг в Казахстане сократился на 5,1% и составил 5,55 млн приемов. Частный сектор имеет хороший потенциал развития, так как стоматологическое лечение за счет бюджетных средств в Казахстане доступно только льготным категориям граждан.

По данным «Анализа рынка стоматологических услуг в Казахстане», подготовленного BusinesStat в 2021 г, в 2016-2019 гг численность совершенных стоматологических приемов в стране увеличилась на 13,2%: с 5,17 до 5,85 млн. Рынок стоматологии в Казахстане является недостаточно насыщенным, поскольку потребление стоматологических услуг остается низким по сравнению с реальной потребностью. При этом частный сектор имеет хороший потенциал развития, так как стоматологическое лечение за счет бюджетных средств в Казахстане доступно только льготным категориям граждан. В целях привлечения клиентов коммерческие стоматологии расширяли ассортимент услуг, открывали новые филиалы, оказывали услуги в рассрочку или в кредит.

Показать еще