Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 19 ноября 2021
Блажей Бернард Райсс

Можно сказать, что в каком-то смысле пандемия оказалась для нас очередной точкой роста

Генеральный директор ООО «Урбан Кофикс Раша» о том, как поиск новых решений и диджитализация бизнеса позволяют компании оставаться устойчивой к кризису

― Каковы итоги 2020 года? Насколько сильно пандемия и ковидные ограничения сказались на финансовых показателях компании? Какие антикризисные меры были предприняты для адаптации к работе в условиях пандемии COVID-19?

 Безусловно, связанный с COVID-19 полный запрет на работу кафе и ресторанов негативно сказался на Cofix, как и на всём рынке общепита. В первом полугодии 2020 года выручка сети упала в сравнении с 2019 годом на 26%. Это серьёзный показатель, но нужно отметить, что мы пережили этот период легче, чем, например, рестораны полного цикла. Бизнес-модель Cofix ещё раз показала, что устойчива к кризису. Как только локдаун был отменён, в наши кофейни достаточно быстро стали возвращаться гости. Более того, к нам пришла новая аудитория. У нас значительно вырос средний чек. В ситуации падения доходов наш формат стал ещё более востребованным. Можно сказать, что в каком-то смысле пандемия оказалась для нас очередной точкой роста.  

Мы достаточно продуктивно использовали это время. Пересмотрели и перезапустили IT-системы компании, по сути, оцифровав весь бизнес. Частью этого процесса стала работа по автоматизации торговых точек и создание «умных» кофеен Cofix Flex, оснащённых технологиями IoT (интернет вещей) для сбора и анализа телеметрии со всего оборудования. Удалённое управление такими кофейнями позволяет нам оптимизировать затраты на техническую поддержку и оперативно решать возникающие проблемы. Кофейни Cofix Flex уже работают в Москве и Нижнем Новгороде. Каждая такая умная кофейня является частью выстраиваемой в настоящее время цифровой экосистемы Cofix.

Перемещение покупательского трафика из деловых центров города на периферию во время пандемии показало, насколько важна для нашей сети возможность релоцировать точку без больших финансовых потерь. Поэтому мы задумались о мобильности кофеен. Автоматизированные кофейни Cofix Flex собираются из отдельных готовых модулей («кофе», «еда», «соки» и т. д.), комплектацию которых можно выбирать исходя из конкретной локации. Такая конструкция позволяет развернуть кофейню всего за 5–8 часов и при необходимости быстро и полностью перенести её на новое место без значительных финансовых потерь.

Ещё одним важным решением в условиях роста рыночных цен на ингредиенты стало открытие собственного цеха обжарки кофейного зерна. Это позволило нам управлять себестоимостью нашего основного продукта, сохранить хорошее качество кофе и конечную цену 60 рублей. Теперь, кроме готовых напитков, мы также продаём кофе в зёрнах. 

 Как вы оцениваете результаты работы в первом полугодии 2021 года? Насколько новые антиковидные меры, введенные в июне, сопоставимы по эффекту с локдауном?

 Введённые в июне этого года ограничения больше всего сказались на точках, расположенных на фуд-кортах, куда можно было попасть исключительно по QR-кодам. Для них ситуация была сопоставима с полным локдауном. Однако большинство кофеен Сofix в торговых центрах находятся в общих зонах. Они и наши уличные локации продолжили работу навынос. В условиях, когда другие заведения вынуждены были закрыться, в некоторых наших локациях мы даже наблюдали значительный прирост. 

В целом выручка Cofix в первом полугодии 2021 выросла по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 81%. Это произошло благодаря увеличению количества точек сети, росту среднего чека и сравнительно длительному периоду работы кофеен без каких-либо ограничений.

 Какими государственными и региональными мерами поддержки вам удалось воспользоваться с начала пандемии? Насколько они оказались эффективными?

 Специалисты Cofix подготовили и передали рекомендации в Российскую Ассоциацию Франчайзинга, которая работала над изменением законодательства о помощи предпринимателям, осуществляющим деятельность по договору коммерческой субконцессии в Москве. Благодаря этим правкам у франчайзи появилась возможность получить государственную поддержку. 

Весь 2020 год юридический отдел Cofix собирал документы и бесплатно помогал нашим партнёрам оформить субсидии правительства Москвы. В прошлом году финансовую компенсацию получили 19 партнёров Cofix на общую сумму 14,5 миллиона рублей. В первом полугодии этого года были выплачены ещё 4,4 миллиона рублей.

Наши юристы продолжают подавать заявки на получение субсидий, и мы рассчитываем, что общая сумма государственной финансовой поддержки партнёров Cofix составит около 51 миллиона рублей.

 Пандемия COVID-19 ускорила процесс диджитализации бизнеса. Какие действия в этой сфере были предприняты в вашей компании и каковы их результаты? 

 Диджитализация бизнеса – важная составляющая развития Cofix. Последние годы мы активно занимаемся оцифровкой процессов, таких как закупка и сбыт, поиск новых локаций, документооборот, взаимодействие с партнёрами и потребителями. Наша команда запустила платформу Cofix Business, цифровой кабинет франчайзи, где они смогут следить за показателями своего бизнеса, управлять кофейней, общаться по всем возникающим вопросам с головным офисом и даже делать заказ продуктов. Мы также расширили функционал ERP, автоматизировав все логистические и финансовые процессы. Кроме того, нами была внедрена система бизнес-аналитики (Business Intelligence), и теперь практически в режиме реального времени мы видим данные по всем странам присутствия Cofix. 

Для наших гостей в 2020 году мы обновили программу лояльности и мобильное приложение Cofix Club. Сейчас с его помощью посетители кофеен не только получают с каждой покупки кешбэк баллами и узнают о специальных акциях, но и могут сделать предварительный заказ. Весь ассортимент представлен на онлайн-витрине Cofix Club. Услуга предзаказа стала особенно востребована в момент введения обязательных для посещения общепита QR-кодов. В конце лета мы также встроили в наше приложение сервис доставки курьерами «Яндекс».

 Первые волны коронавируса поспособствовали стремительному развитию рынка доставки. Ожидаете ли вы дальнейшего роста доставочного бизнеса и его доли в обороте вашей компании? Как намерены развивать это направление и на какие тренды в сфере доставки вы будете ориентироваться?

 Чтобы адаптировать наш бизнес к новым условиям, мы на первых порах организовали собственную доставку, а затем начали сотрудничество с Delivery Club и «Яндекс». Несмотря на общий рост популярности этой услуги на фоне пандемии, у нас она всё ещё составляет очень малую часть продаж. Это связано прежде всего со спецификой Cofix. Поскольку мы являемся сетью недорогих кофеен, стоимость доставки в нашем случае часто сопоставима со стоимостью заказа. Поэтому в Cofix пока больше пользуется спросом услуга предзаказа. В приложении Cofix Club гости могут заранее выбрать и оплатить еду и напитки, а уже через 10 минут сами забрать их в кофейне без дополнительных трат.

 Очевидно, пандемия препятствует расширению сетевого бизнеса, в том числе и за счёт снижения интереса потенциальных франчайзи. Как вы привлекаете новых партнёров? Какую поддержку оказываете франчайзи в столь сложных условиях? Насколько успешно они работали в условиях пандемии?

 Я думаю, что наши партнёры несколько легче пережили кризис, чем самостоятельные предприниматели, поскольку всё это время чувствовали поддержку головного офиса Cofix. Как я уже говорил, наши юристы помогали франчайзи в получении государственных субсидий. С самого начала пандемии мы полностью взяли на себя непростые переговоры c арендодателями, в результате чего в период локдауна арендная нагрузка на сеть была уменьшена на 82,2% (42 миллиона рублей). В целом в 2020 году расходы на аренду были уменьшены на 45,8%, то есть более чем на 210 миллионов рублей. Сотрудники Cofix продолжили эту работу и в 2021 году: в первом полугодии экономия на аренде составила примерно 41%. 

Разумеется, мы делаем это бесплатно в рамках комплексной поддержки франчайзи, которая также включает в себя обеспечение льготного банковского кредитования, централизованные переговоры с поставщиками по сдерживанию цен, ежедневное операционное сопровождение кофеен, а также работу специалистов, занимающихся анализом прибыли и убытков партнёров, то есть поиском решений, как сделать их бизнес более успешным.

В августе мы запустили специальную программу, которая позволяет владельцам других кофеен, испытывающим трудности, подключиться к Cofix. В рамках этой программы мы отменили паушальный взнос и взяли на себя расходы на ребрендинг заведений. Таким образом мы даём возможность предпринимателям подключиться к системам Cofix, воспользоваться технической, логистической, операционной и маркетинговой поддержкой бренда. У нас уже есть кейсы, когда переход ноунейм-кофейни под бренд Cofix показал рост выручки до 50%. С этим предложением мы выходим в регионы, потому что считаем очень важным осуществлять наше развитие именно за счёт поддержки локальных предпринимателей, а не каннибализации их бизнеса. 

Вместе с «умными» кофейнями Cofix Flex мы вывели на рынок и новое предложение «Кофейня по подписке». Это своего рода бизнес «plug&play». За ежемесячный взнос предприниматели получают в управление уже полностью готовую к работе точку. Первичные инвестиции в этом случае составляют только паушальный взнос и необходимые операционные затраты. EBITDA «Кофейни по подписке» составляет примерно 6%. Это ниже, чем у локаций нашей обычной модели франчайзинга, но зато такая кофейня требует меньше вложений. Я думаю, что это предложение будет пользоваться популярностью в условиях сложной экономической ситуации в стране. Особенно у людей, которые хотели бы начать своё дело, но не имеют достаточного стартового капитала.

 Как COVID-19 повлиял на темпы открытия новых заведений? Корректировали ли вы стратегию развития сетевого бизнеса на 2021-2022 гг.?

 Пандемия серьёзно повлияла на перераспределение потока клиентов, что заставило нас пересмотреть адресные программы при подборе новых локаций. Несмотря ни на что, наша модель бизнеса показала устойчивость к таким испытаниям даже при падении LFL-трафика в ряде локаций до 30%.  

Мы не останавливали развитие сети и в самый сложный для бизнеса период. Летом 2020 года Cofix вышел в Польшу и Бразилию, а в декабре были открыты первые кофейни в Казахстане. В 2021 году мы начали экспансию в регионы России: Cofix появился в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Сочи, возобновил остановленную годом ранее работу в Казани. В ближайшее время мы планируем запустить операционную деятельность ещё в трех регионах. Cofix также продолжает расширяться в Москве, Санкт-Петербурге и Иркутске, где сеть была представлена и до пандемии. Кризис не только испытывает на прочность, но и открывает возможности. Чтобы их не упустить, приходится меняться, тестировать новое и в случае удачи масштабировать проекты. Так мы создали формат Cofix Street Food (кофейни с горячей едой, приготовленной на месте, и расширенной линейкой напитков), разработали Cofix Flex, предложение «Кофейня по подписке» и проект по ребрендингу других кофеен. 

Можно сказать, что Cofix постепенно уходит от традиционного франчайзинга. Давая возможность предпринимателям подключиться к готовым технологическим решениям, мы становимся своего рода агрегатором по типу Uber, только на рынке общепита. Используя наш опыт и наработки, предприниматели могут сконцентрироваться на главном – результативности своего бизнеса. Таким образом мы не просто развиваем свою сеть, а масштабируем эффективность. Я думаю, что с таким подходом мы можем рассчитывать, что в скором времени Cofix займёт как минимум 10% российского рынка кофеен.

 На какие финансовые показатели вы ожидаете выйти по итогам 2021-2022 гг.? Что для этого намерены предпринять? Планируется ли увеличение количества заведений и расширение представленности сети?

 Благодаря увеличению количества точек и росту среднего чека в этом году мы планируем увеличить выручку сети примерно на 60% по сравнению с нашими показателями 2020 года.

 Ожидаете ли вы возврата ресторанного рынка (посещаемости, размера и глубины среднего чека) на допандеймийный уровень в 2021 году? Если нет, то когда это, по вашему мнению, произойдёт?

 Если говорить о ресторанном бизнесе, то, по нашему прогнозу, он будет восстанавливаться в течение как минимум двух лет. Помимо ограничений, с которыми отрасль может снова столкнуться, на восстановление рынка негативно влияет сокращение реальных доходов потребителей. Однако Cofix находится на стыке HоRеCA и ретейла, поэтому можно сказать, что падение в ресторанном бизнесе положительно сказывается на работе нашей сети. Как я уже говорил, мы видим приток новых клиентов и, как следствие, рост выручки.

 

РБК Исследования рынков Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2021 69 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 26 ноября 2021 РБК Исследования рынков В период пандемии COVID-19 выдача заказов навынос стала одним из инструментов адаптации ресторанов к снижению трафика в залах. Еще во время первой волны заболеваний, которая пришлась на весну 2020 года, крупнейшие агрегаторы стали добавлять опцию самовывоза в функционал своих приложений.

 Так, в приложении Delivery Club данная услуга появилась в апреле 2020 года, чуть позже ее запустили и в «Яндекс.Еде». В 2021 драйвером спроса на заказ еды навынос стали новые ограничения, которые вводились во многих регионах в летние месяцы. Уже в первый день введения системы QR-кодов в Москве «Яндекс.Еда» зафиксировала двукратный рост количества заказов навынос. В Delivery Club в тот же день количество заказов навынос выросло на 50% по сравнению с прошлой неделей.  По прошествии первой недели работы системы QR-кодов количество заказов с собой в «Яндекс.Еде» выросло в 5 раз относительно предыдущей недели.

Показать еще