Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 6 августа 2021

Исчезнут ли рынки и ярмарки из российского обувного ретейла?

Нецивилизованные форматы торговли, такие как ярмарки и рынки за последние 15 лет ушли на периферию российской розничной торговли.

Так, если в 2005 году на долю рынков приходился 21% оборота розницы, то в 2020 году только 5%. В то же время количество универсальных рынков за 10 лет сократилось с 2 579 до 584, а специализированных – вещевых с 334 до 35. Главными причинами деградации формата стали усиление государственного контроля и активное развитие сетевой торговли. 

По оценкам «РБК Исследования рынков», доля нецивилизованного торгового формата в объеме продаж обуви составляет 4,1%. По итогам 2020 года на рынках и ярмарках было реализовано обуви на сумму ₽31,3 млрд, что на 17,2% меньше, чем годом ранее.

Социологический опрос, проведенный «РБК Исследования рынков», показал, что в период пандемии коронавируса аудитория рынков и ярмарок заметно снизилась. Так, если до марта 2020 года 25% респондентов приобретали обувь в таких точках, то в период пандемии эта цифра снизилась до 12%. Сокращение трафика в 2020 году коснулось большинства традиционных форматов, что связано с введенными ограничениями и опасностью заражения в местах скопления людей. Однако, если рассматривать планы россиян относительно мест будущих покупок, становится заметно, что на рынки и ярмарки планируют вернуться только 17% респондентов, что на 8 п.п. меньше, чем до пандемии. Это может говорить о том, что именно нецивилизованный формат торговли может в большей степени пострадать от последствий пандемии. Одним из объяснений подобной картины являются ограниченные возможности рынков по обеспечению санитарной безопасности в период сложной эпидемиологической ситуации.

Несмотря на негативную динамику рынки и ярмарки вряд ли исчезнут с ландшафта российского обувного ретейла, так как данный канал продаж возмещает недостаток торговых площадей в регионах России, а также играет важную роль в обеспечении населения некоторыми товарными позициями, что особенно актуально в период ухудшения экономической ситуации в стране.

РБК Исследования рынков Прогноз обувного ретейла 2021-2022 55 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 6 февраля 2023 РБК Исследования Обувной ретейл 2022: Общее состояние российского рынка обуви В 2021 году несмотря на продолжение пандемии коронавируса в России наблюдались стремительные темпы восстановления продаж обуви.

В сопоставимых ценах прирост составил 18,4%, тем самым приблизив показатели объема рынка к значениям кризисного 2015 года. Напомним, что в 2015-2016 гг. произошло серьезное сокращение продаж обуви ввиду практически двукратного падения курса рубля отно- сительно докризисного значения 2013 года и последующего скачка цен на большинство товаров и услуг. После этого на протяжении 5 лет наблюдалась стагнация на рынке обуви, когда уровень потребления приблизился к значениям физического износа обуви, что было обусловлено продолжающимся падением реальных доходов россиян. Усугубила ситуацию эпидемия коронавируса, которая привела к еще большему ухудшению благосостояния россиян и отказу от многих покупок в условиях крайней неопределенности. Так, в 2020 году продажи обуви составили не более 490 млн пар, тогда как в 2014 году потребление было на уровне 668 млн пар, то есть более чем на треть выше.

Показать еще