Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 6 августа 2021

Исчезнут ли рынки и ярмарки из российского обувного ретейла?

Нецивилизованные форматы торговли, такие как ярмарки и рынки за последние 15 лет ушли на периферию российской розничной торговли.

Так, если в 2005 году на долю рынков приходился 21% оборота розницы, то в 2020 году только 5%. В то же время количество универсальных рынков за 10 лет сократилось с 2 579 до 584, а специализированных – вещевых с 334 до 35. Главными причинами деградации формата стали усиление государственного контроля и активное развитие сетевой торговли. 

По оценкам «РБК Исследования рынков», доля нецивилизованного торгового формата в объеме продаж обуви составляет 4,1%. По итогам 2020 года на рынках и ярмарках было реализовано обуви на сумму ₽31,3 млрд, что на 17,2% меньше, чем годом ранее.

Социологический опрос, проведенный «РБК Исследования рынков», показал, что в период пандемии коронавируса аудитория рынков и ярмарок заметно снизилась. Так, если до марта 2020 года 25% респондентов приобретали обувь в таких точках, то в период пандемии эта цифра снизилась до 12%. Сокращение трафика в 2020 году коснулось большинства традиционных форматов, что связано с введенными ограничениями и опасностью заражения в местах скопления людей. Однако, если рассматривать планы россиян относительно мест будущих покупок, становится заметно, что на рынки и ярмарки планируют вернуться только 17% респондентов, что на 8 п.п. меньше, чем до пандемии. Это может говорить о том, что именно нецивилизованный формат торговли может в большей степени пострадать от последствий пандемии. Одним из объяснений подобной картины являются ограниченные возможности рынков по обеспечению санитарной безопасности в период сложной эпидемиологической ситуации.

Несмотря на негативную динамику рынки и ярмарки вряд ли исчезнут с ландшафта российского обувного ретейла, так как данный канал продаж возмещает недостаток торговых площадей в регионах России, а также играет важную роль в обеспечении населения некоторыми товарными позициями, что особенно актуально в период ухудшения экономической ситуации в стране.

РБК Исследования рынков Прогноз обувного ретейла 2021-2022 55 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Ипотечный рынок стабилизируется после бума 2020-2021 гг. После отличных для ипотечного рынка 2020 и 2021 годов, в 2022 году наблюдается падение показателей объемов выданных ипотечных кредитов более чем на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации. 

Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Траты россиян на бытовую технику росли значительно медленнее цен Согласно результатам опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в рамках подготовки обзора «Российский рынок интернет-торговли бытовой техникой 2022», средние единовременные затраты на бытовую технику в онлайн-канале с ноября 2021 года по ноябрь 2022 года выросли на 3,7% и составили ₽11 159.

Рост затрат зафиксирован в 16 из 23 изученных категориях бытовой техники. В то же время, стоит отметить, что рост затрат россиян на бытовую технику оказался существенно ниже, чем рост цен. По данным Росстата, за 2022 год, рост потребительских цен на бытовые холодильники составил 24,6%, на стиральные машины – 32,2%, электропылесосы – 20,5%, микроволновые печи – 21,7%, бытовые плиты – 14,4%, в среднем бытовая техника подорожала на 22,6%. В 2021 году, когда цены на бытовую технику росли под влиянием логистического кризиса и дефицита чипов, потребительские расходы отреагировали ростом на 16,8% (при росте цен на 12,2%).

Показать еще