Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 30 июля 2021
Сергей Шувалов

Клиенты явно «устали» от совершения только онлайн покупок

Генеральный менеджер GEOX в России о том, как компания прошла локдаун, и планах на будущее

― Каким был 2020 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей?

 Прошедший год был очень сложным для всех ретейлеров в связи с пандемией COVID-19. Магазины собственной розницы Geox в Москве были закрыты почти три месяца, в Санкт-Петербурге  четыре. Магазины франчайзинга в некоторых регионах были закрыты еще дольше. Однако, после открытия мы почувствовали, что покупатели, устав от самоизоляции и необходимости совершать все свои покупки онлайн, потянулись в реальные магазины, с тем чтобы вновь погрузиться в атмосферу шопинга: от примерки до покупки. Ну и, конечно, закрытие границ повлияло на приток в магазины тех покупателей, кто в прошлом предпочитал осуществлять покупки в поездках. За второе полугодие 2020 нашей собственной рознице удалось выйти на цифры +24% like-for-like к 2019 году, и мы считаем, что это абсолютный успех. Еще одним знаковым положительным показателем мы считаем прирост нашего оптового интернет-канала в 2020 году, а также восстановление розничных офлайн продаж после локдауна и компенсация падения продаж первого полугодия 2020 года. В целом нам удалось, несмотря на длительный локдаун и введенные ограничения, достигнуть показателей по общему обороту всех каналов сбыта за 2020 год на уровне -2% к 2019 году, что мы считаем безусловным успехом.

― Насколько сильно пандемия скорректировала цели развития на ближайшее будущее и на долгосрочную перспективу?

 Конечно же без коррекции наших планов на будущее не обошлось, мы пересмотрели основные стратегические цели по развитию отдельных каналов бизнеса и скорректировали темпы роста на 2021–2023 годы. Тем не менее, мы зафиксировали для себя цель прироста оборота на 2021 год на уровне минимум 20% к 2019 году. Как мы уже неоднократно декларировали, с нашей точки зрения, на полное восстановление рынка потребуется как минимум два полных года, а чтобы занять лидирующие позиции, необходимы проработанные решения по ассортиментной политике, ценовой стратегии, определение точек роста в каждом канале дистрибуции, быстрота и своевременность принятия адекватных решений, и, конечно же, поддержка государства и правильный курс развития экономики. Кроме того, мы решили ускорить запуск и развитие своих онлайн продаж через собственный интернет-проект, который позволит нам более уверенно чувствовать себя на рынке одежды и обуви.

― Какие факторы оказывали наиболее неблагоприятное воздействие на бизнес: ослабление российской валюты, закрытие торговых центров, снижение туристических потоков? Определились ли новые драйверы продаж?

 Все, что вы перечислили, можно назвать одной фразой  ослабление экономики в связи с пандемией COVID-19. Все акции и ограничения, вводимые Российским государством, Европейским союзом и Юго-Восточной Азией естественно повлияли в целом на составляющие бизнеса. Это касается и сроков производства обуви и одежды, и доставки продукции, и ассортиментной политики, и, конечно, точек продаж. Безусловно каждая компания на рынке пыталась выстоять в тяжелое время и предлагала какие-то решения. Например, Geox своевременно перераспределил производство и перенес часть процессов из закрытого на локдаун Китая в другие страны, тем самым обеспечив своевременность поставок товара в Россию. Также Geox решил поддержать как конечных покупателей, так и своих оптовых партнеров, зафиксировав льготный валютный курс EURRUB на уровне 73 в сезоне осеньзима 2020 года и на уровне 77 в сезоне весна-лето 2021 года, несмотря на текущий курс на уровне 89–91. Тем самым мы пытаемся помочь сохранить свои сбережения нашим конечным покупателям и не переплачивать за продукцию Geox.

― Получалось ли договориться об отмене арендных платежей или скидках на время карантина? Все ли временно закрытые торговые точки удалось восстановить?

 Мы действительно благодарны всем нашим партнерам, которые пошли нам навстречу и отменили арендные платежи на время локдауна, а затем предоставили скидки до 50% от стоимости обычной аренды при снятии ограничений на торговлю. Мы можем с гордостью декларировать, что мы не закрыли ни одного розничного магазина Geox в период локдауна в России и, кроме того, в период 2020 года и до апреля 2021 увеличили собственную розничную сеть в два раза, а также открыли несколько новых франчайзинговых проектов Geox.

― Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Отмечалась ли в течение года выраженная тенденция к экономии или отложенный спрос?

 После выхода розничных магазинов из локдауна, мы отметили достаточно сильное увеличение продаж и заметный интерес наших покупателей к продукции Geox. Наши клиенты явно «устали» от совершения только лишь онлайн покупок, и им хотелось окунуться в мир реального шоппинга. Кроме того, в связи с закрытием границ и ограничениями на зарубежные туристические поездки, а значит, и появлением сэкономленных бюджетов, клиенты готовы потратить часть средств на покупку одежды и обуви и посещение торговых центров.

― Есть ли запрос в России на такие тренды как экологичность продукции, возможность ее переработки и другие аспекты осознанного потребления?

 Что касается интереса к экологичной продукции, переработанным материалам, то конечно такого сильного спроса в России как в Европе или США пока нет, но мы хотим подчеркнуть «пока», потому что у нас в России, как вы знаете, мировые тенденции и тренды всегда приживаются с некоторой задержкой. Однако, надо отдать должное, что многие бренды включают в свои линейки экологичные продукты. Geox всегда поддерживал направления защиты окружающей среды и сохранения природы, поэтому уделял и уделяет место в своей коллекции специальным моделям, сделанным из переработанных материалов. Так, например, в текущей коллекции Geox весналето 2021 у нас есть модели из материалов, произведенных из переработанных (ранее использованных и брошенных) рыбацких сетей, а также модели из переработанных пластиковых бутылок.

― Вы не планируете сотрудничать с маркетплейсами?

 Компания Geox не работает с маркетплейсами, мы работаем с интернет-площадками исключительно как с нашими оптовыми онлайн клиентами.

Мы понимаем, что многие бренды и компании выходят в интернете на маркетплейс и пытаются увеличить свою узнаваемость через широкую представленность на данных площадках. Пока это не наш случай.

В развитии продаж через маркетплейсы есть свои минусы и плюсы. Конечно, один из главных плюсов  это возможность контролировать ценообразование и коммерческую активность, с другой стороны ― в конце сезона есть опасность сгенерировать достаточно большой остаток, что не может не отразиться на финансовой отчетности по году. На данный момент Geox пока не рассматривает работу и выход на маркетплейсы в России, по крайней мере на 2021 год.

― Будет ли в ближайшей перспективе расширяться партнерская сеть? Можно ли сказать, что за последние годы происходило снижение интереса к франчайзингу?

 В 2021 году мы продолжаем развитие как собственной розничной, так и франчайзинговой сети фирменных магазинов Geox. В первом квартале года мы уже открыли несколько магазинов в Москве, Самаре, Казани, Уфе и в Челябинске. На очереди Пермь, и это не все. Во втором полугодии мы готовим новые открытия в Санкт–Петербурге, снова в Москве, Дагестане, Поволжье и в Южном Федеральном Округе.

Мы также расширяем портфолио наших мультибрендовых клиентов как по обуви, так и по верхней одежде Geox. И, конечно же, готовим запуск собственного розничного онлайн-магазина, который должен произойти в сентябре 2021.

Что касается снижения интереса к франчайзингу, то это не про нас точно. Наоборот, за последнее время мы увеличили скорость открытия партнерских магазинов. Кроме того, Geox занял позицию оздоровления партнерского бизнеса, закрытия неприбыльных магазинов, нарушающих стандарты бренда, и открытия новых концептуальных магазинов с профессиональными ретейлерами.

― На каких направлениях деятельности сфокусируетесь в 2021 году? Планируете ли расширять географию и развивать новые форматы торговли?

 Мы поставили себе цели по открытию новых концептуальных магазинов Geox в Сибири, рассматриваем усиление наших позиций на Юге России и на Урале. Кроме того, одной из задач на ближайшее время является развитие корнеров (shop-in-shop) в мультибрендовых проектах наших партнеров. Мы приготовили специальные условия для этих проектов.

― Намерены ли корректировать ассортиментную и ценовую политику в ближайший год?

― Что касается ассортиментной политики, то мы будем представлять сбалансированную коллекцию, в которой кроме большого ряда новых моделей будут присутствовать и carry overs, так называемые переходящие модели, которые зарекомендовали себя как бестселлеры в прошлом году.

Geox продолжает поддерживать своих конечных покупателей и партнеров за счет фиксации валютного курса EURRUB на осеньзиму 2021 года на уровне 70, что значительно ниже текущего курса.

РБК Исследования рынков Российский рынок мужской обуви 2021 69 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок женской обуви 2021 69 000 ₽
РБК Исследования рынков Обувной ретейл 2021 85 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок детской обуви 2021 69 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 17 сентября 2021 NeoAnalytics Анализ российского рынка снеков: итоги 2020 г., прогноз до 2024 г. В августе 2021 года исследовательская компания NeoAnalytics завершила проведение маркетингового исследования российского рынка снеков.

В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок снеков: итоги 2020 г., прогноз до 2024 г.», выяснилось, что в 2020 году был достаточно успешным для российского рынка на фоне основных макроэкономических показателей. Так, в частности, при падении доходов населения прирост рынка составил 6,9%. Это означает, что даже в кризис на данную продукцию присутствовал платежеспособный потребительский спрос.  Потребители не отказывались от данной продукции. Таким образом, в 2020 году объем рынка снеков в России составил чуть более 270 млрд. руб. Преимущественно рынок рос за счет положительной динамики внутреннего производства.

Показать еще