Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 30 июля 2021
Сергей Шувалов

Клиенты явно «устали» от совершения только онлайн покупок

Генеральный менеджер GEOX в России о том, как компания прошла локдаун, и планах на будущее

― Каким был 2020 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей?

 Прошедший год был очень сложным для всех ретейлеров в связи с пандемией COVID-19. Магазины собственной розницы Geox в Москве были закрыты почти три месяца, в Санкт-Петербурге  четыре. Магазины франчайзинга в некоторых регионах были закрыты еще дольше. Однако, после открытия мы почувствовали, что покупатели, устав от самоизоляции и необходимости совершать все свои покупки онлайн, потянулись в реальные магазины, с тем чтобы вновь погрузиться в атмосферу шопинга: от примерки до покупки. Ну и, конечно, закрытие границ повлияло на приток в магазины тех покупателей, кто в прошлом предпочитал осуществлять покупки в поездках. За второе полугодие 2020 нашей собственной рознице удалось выйти на цифры +24% like-for-like к 2019 году, и мы считаем, что это абсолютный успех. Еще одним знаковым положительным показателем мы считаем прирост нашего оптового интернет-канала в 2020 году, а также восстановление розничных офлайн продаж после локдауна и компенсация падения продаж первого полугодия 2020 года. В целом нам удалось, несмотря на длительный локдаун и введенные ограничения, достигнуть показателей по общему обороту всех каналов сбыта за 2020 год на уровне -2% к 2019 году, что мы считаем безусловным успехом.

― Насколько сильно пандемия скорректировала цели развития на ближайшее будущее и на долгосрочную перспективу?

 Конечно же без коррекции наших планов на будущее не обошлось, мы пересмотрели основные стратегические цели по развитию отдельных каналов бизнеса и скорректировали темпы роста на 2021–2023 годы. Тем не менее, мы зафиксировали для себя цель прироста оборота на 2021 год на уровне минимум 20% к 2019 году. Как мы уже неоднократно декларировали, с нашей точки зрения, на полное восстановление рынка потребуется как минимум два полных года, а чтобы занять лидирующие позиции, необходимы проработанные решения по ассортиментной политике, ценовой стратегии, определение точек роста в каждом канале дистрибуции, быстрота и своевременность принятия адекватных решений, и, конечно же, поддержка государства и правильный курс развития экономики. Кроме того, мы решили ускорить запуск и развитие своих онлайн продаж через собственный интернет-проект, который позволит нам более уверенно чувствовать себя на рынке одежды и обуви.

― Какие факторы оказывали наиболее неблагоприятное воздействие на бизнес: ослабление российской валюты, закрытие торговых центров, снижение туристических потоков? Определились ли новые драйверы продаж?

 Все, что вы перечислили, можно назвать одной фразой  ослабление экономики в связи с пандемией COVID-19. Все акции и ограничения, вводимые Российским государством, Европейским союзом и Юго-Восточной Азией естественно повлияли в целом на составляющие бизнеса. Это касается и сроков производства обуви и одежды, и доставки продукции, и ассортиментной политики, и, конечно, точек продаж. Безусловно каждая компания на рынке пыталась выстоять в тяжелое время и предлагала какие-то решения. Например, Geox своевременно перераспределил производство и перенес часть процессов из закрытого на локдаун Китая в другие страны, тем самым обеспечив своевременность поставок товара в Россию. Также Geox решил поддержать как конечных покупателей, так и своих оптовых партнеров, зафиксировав льготный валютный курс EURRUB на уровне 73 в сезоне осеньзима 2020 года и на уровне 77 в сезоне весна-лето 2021 года, несмотря на текущий курс на уровне 89–91. Тем самым мы пытаемся помочь сохранить свои сбережения нашим конечным покупателям и не переплачивать за продукцию Geox.

― Получалось ли договориться об отмене арендных платежей или скидках на время карантина? Все ли временно закрытые торговые точки удалось восстановить?

 Мы действительно благодарны всем нашим партнерам, которые пошли нам навстречу и отменили арендные платежи на время локдауна, а затем предоставили скидки до 50% от стоимости обычной аренды при снятии ограничений на торговлю. Мы можем с гордостью декларировать, что мы не закрыли ни одного розничного магазина Geox в период локдауна в России и, кроме того, в период 2020 года и до апреля 2021 увеличили собственную розничную сеть в два раза, а также открыли несколько новых франчайзинговых проектов Geox.

― Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Отмечалась ли в течение года выраженная тенденция к экономии или отложенный спрос?

 После выхода розничных магазинов из локдауна, мы отметили достаточно сильное увеличение продаж и заметный интерес наших покупателей к продукции Geox. Наши клиенты явно «устали» от совершения только лишь онлайн покупок, и им хотелось окунуться в мир реального шоппинга. Кроме того, в связи с закрытием границ и ограничениями на зарубежные туристические поездки, а значит, и появлением сэкономленных бюджетов, клиенты готовы потратить часть средств на покупку одежды и обуви и посещение торговых центров.

― Есть ли запрос в России на такие тренды как экологичность продукции, возможность ее переработки и другие аспекты осознанного потребления?

 Что касается интереса к экологичной продукции, переработанным материалам, то конечно такого сильного спроса в России как в Европе или США пока нет, но мы хотим подчеркнуть «пока», потому что у нас в России, как вы знаете, мировые тенденции и тренды всегда приживаются с некоторой задержкой. Однако, надо отдать должное, что многие бренды включают в свои линейки экологичные продукты. Geox всегда поддерживал направления защиты окружающей среды и сохранения природы, поэтому уделял и уделяет место в своей коллекции специальным моделям, сделанным из переработанных материалов. Так, например, в текущей коллекции Geox весналето 2021 у нас есть модели из материалов, произведенных из переработанных (ранее использованных и брошенных) рыбацких сетей, а также модели из переработанных пластиковых бутылок.

― Вы не планируете сотрудничать с маркетплейсами?

 Компания Geox не работает с маркетплейсами, мы работаем с интернет-площадками исключительно как с нашими оптовыми онлайн клиентами.

Мы понимаем, что многие бренды и компании выходят в интернете на маркетплейс и пытаются увеличить свою узнаваемость через широкую представленность на данных площадках. Пока это не наш случай.

В развитии продаж через маркетплейсы есть свои минусы и плюсы. Конечно, один из главных плюсов  это возможность контролировать ценообразование и коммерческую активность, с другой стороны ― в конце сезона есть опасность сгенерировать достаточно большой остаток, что не может не отразиться на финансовой отчетности по году. На данный момент Geox пока не рассматривает работу и выход на маркетплейсы в России, по крайней мере на 2021 год.

― Будет ли в ближайшей перспективе расширяться партнерская сеть? Можно ли сказать, что за последние годы происходило снижение интереса к франчайзингу?

 В 2021 году мы продолжаем развитие как собственной розничной, так и франчайзинговой сети фирменных магазинов Geox. В первом квартале года мы уже открыли несколько магазинов в Москве, Самаре, Казани, Уфе и в Челябинске. На очереди Пермь, и это не все. Во втором полугодии мы готовим новые открытия в Санкт–Петербурге, снова в Москве, Дагестане, Поволжье и в Южном Федеральном Округе.

Мы также расширяем портфолио наших мультибрендовых клиентов как по обуви, так и по верхней одежде Geox. И, конечно же, готовим запуск собственного розничного онлайн-магазина, который должен произойти в сентябре 2021.

Что касается снижения интереса к франчайзингу, то это не про нас точно. Наоборот, за последнее время мы увеличили скорость открытия партнерских магазинов. Кроме того, Geox занял позицию оздоровления партнерского бизнеса, закрытия неприбыльных магазинов, нарушающих стандарты бренда, и открытия новых концептуальных магазинов с профессиональными ретейлерами.

― На каких направлениях деятельности сфокусируетесь в 2021 году? Планируете ли расширять географию и развивать новые форматы торговли?

 Мы поставили себе цели по открытию новых концептуальных магазинов Geox в Сибири, рассматриваем усиление наших позиций на Юге России и на Урале. Кроме того, одной из задач на ближайшее время является развитие корнеров (shop-in-shop) в мультибрендовых проектах наших партнеров. Мы приготовили специальные условия для этих проектов.

― Намерены ли корректировать ассортиментную и ценовую политику в ближайший год?

― Что касается ассортиментной политики, то мы будем представлять сбалансированную коллекцию, в которой кроме большого ряда новых моделей будут присутствовать и carry overs, так называемые переходящие модели, которые зарекомендовали себя как бестселлеры в прошлом году.

Geox продолжает поддерживать своих конечных покупателей и партнеров за счет фиксации валютного курса EURRUB на осеньзиму 2021 года на уровне 70, что значительно ниже текущего курса.

РБК Исследования рынков Российский рынок мужской обуви 2021 69 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок женской обуви 2021 69 000 ₽
РБК Исследования рынков Обувной ретейл 2021 85 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок детской обуви 2021 69 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 11 июля 2024 SmartConsult Рынок карьерных самосвалов: китайская экспансия и рост спроса Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, 2023 год продемонстрировал позитивные приросты спроса на карьерные самосвалы. Основу предложения составили китайские бренды. Сохранится ли тенденция?

По итогам 2023 г. рынок карьерных самосвалов в РФ увеличился в натуральном эквиваленте (шт.) почти на 7%. При этом новая геополитическая реальность с 2022 года в значительной степени способствовала изменению структуры спроса на карьерные самосвалы. Позиции ведущих зарубежных брендов, таких как Hitachi, Komatsu, John Deere, Caterpillar и пр., существенно ослабли с марта 2022 года после того, как данные компании приостановили продажи и поставку техники на российском рынке. По оценкам «Смарт Консалт» в таможенных декларациях 2022-2023 гг., по-прежнему, фиксируются поставки таких импортных брендов как CATERPILLAR, KOMATSU и VOLVO, но моделей бывших в употреблении.

Показать еще